Найти тему
АвтоДвиж

КАМАЗ – первый, ГАЗ – второй, на третьем месте... Scania! Итоги продаж грузовиков в России за 2020 год

Сразу сделаю оговорку: в этой статье у нас идет разговор только о среднетоннажных (MCV) и тяжелых (HCV) грузовиках! «ГАЗели» и весь прочий им подобный легкий коммерческий транспорт (LCV) здесь в расчет не берем! Все цифры в статье приведены на основании отчета агентства «Автостат Инфо» по первичным регистрациям грузового автотранспорта в ГИБДД.

Итак, очевидно, что пандемия отразилась на итогах продаж грузовых автомобилей в стране негативным образом. Продажи упали, но в целом – на совсем незначительную величину: 7,6%. В иные годы подобное снижение бывало и без всяких кризисов. Кто же пережил падение 2020-го лучше других? КАМАЗ, например, смог даже поднять продажи на 1%. В плюсе Hyundai (на 8,8% благодаря выходу новой модели Mighty) и почти все «китайцы». Причем JAC увеличил продажи аж вполовину, что неудивительно: у этого бренда сейчас самые дешевые среднетоннажные грузовики-бескапотники на рынке. Почти на 30% поднял продажи Автозавод УРАЛ, а вот у ГАЗа падение на 18%. Но хуже всех пришлось всем европейским и японским брендам: у них падение составило до 34%. Ну, а ниже я приведу рейтинг 20 самых популярных марок по итогам 2020 года.

1. КАМАЗ – 28 269 шт.

В рейтинге марок КАМАЗ остается лидером уже три десятка лет, и ни у кого из конкурентов нет даже малейшего шанса в ближайшие годы его с «пьедестала» подвинуть. В производстве сейчас находятся машины с кабинами трех разных поколений (К3, К4, К5). Причем наибольший процентный рост продаж дали как раз машины с кабинами К4 и К5.

В количественном же отношении больше всего было куплено грузовиков семейства КАМАЗ-65115 (7993 шт., считая вместе со всеми модификациями от 4х2 до 8х4). На втором месте – полноприводные машины семейств 43118 и 5350 (7644 шт., считая вместе с 4х4 и 8х8 моделей 4326, 4350 и 6350).

На третьей строчке – магистральные машины нового поколения: тягачи 5490 и 54901, а также шасси 5325 под шторно-бортовые кузова и фургоны (5701 шт.). Таким образом, машины вот этого семейства сейчас являются безоговорочными лидерами российского рынка магистральных грузовиков. Хотя еще каких-то лет 10 назад КАМАЗ на рынке «магистральников» даже толком не присутствовал.

Следующие в рейтинге – грузовики серии 6520, в том числе с «аксоровскими» кабинами К4: их взяли 5508 штук. Очень хорошо «заходят» на рынок трехосные и четырехосные самосвалы и тягачи новой тяжелой серии 6580. Спрос на них за год увеличился на треть, до 872 единиц. И даже развозные среднетоннажные машины семейства 4308 на покой не собираются: куплено 474 экземпляра – это на 14% больше, чем годом ранее.

2. ГАЗ – 7995 шт.

Сегмент среднетоннажных машин всегда острее реагирует на кризисные явления в силу большей привязки этих машин к потребностям бизнеса, связанного с торговлей. Замирает спрос на товары и услуги – сразу падают продажи «среднетоннажников» для доставки этих самых товаров. Да еще в случае с ГАЗом на результат повлиял процесс реформирования дилерской сети в ряде крупных городов, притормозивший продажи.

Что касается структуры спроса, то основной объем пришелся на ГАЗон NEXT и Садко NEXT: в сумме – 6386 шт. (это третье по популярности семейство грузовиков на рынке после КАМАЗов семейств 65115 и 43118). Машины старого семейства ГАЗ-3308/3309 из статистики исчезают, с производства их сняли: на учет поставили лишь 1607 машин, что имелись на складах дилеров.

Однако в 2021-м в статистике продаж появится новый Валдай NEXT, который, я полагаю, привлечет дополнительно около тысячи новых клиентов.

3. Scania – 4831 шт.
4. Volvo – 3722 шт.

Уже давно борьба за третью строчку рейтинга в России ведется между двумя шведскими компаниями: Volvo и Scania. Обычно они идут ноздря в ноздрю. Но в этот раз Volvo упала на 33%, а Scania– только на 12%. Поэтому в рейтинге вперед снова вырвалась Scania.

Если рассмотреть детализацию продаж, то у «Скании» на машины серии R пришлось 2064 шт., серии G – 1310 шт., серии Р – 1242 шт., S – 215 шт. У Volvo на долю FH пришлось 2446 шт., FM и FMX– 1255 шт. Обе марки, к слову, имеют сборочные заводы в России: Scania – в Питере, Volvo – в Калуге.

5. МАЗ – 3610 шт.

Белорусская марка давно не поднималась в рейтинге продаж так высоко. Хотя в 2020-м МАЗов у нас зарегистрировали на 3% меньше, чем годом ранее, все соседи минчан по таблице пострадали много сильнее, поэтому братьям-славянам удалось очутиться на третьей позиции.

Основную «кассу» сейчас делают машины семейства МАЗ-5440 (3088 шт. во всех вариантах от 4х2 до 8х4). Еще 403 проданных грузовика относятся к старому семейству МАЗ-5432, которое давным-давно грозились снять с производства, да так и не сняли. Больше всего из «старичков» в России покупают полноприводные «трехоски» МАЗ-6317 (228 бортовых, шасси и самосвалов, 14 седельных тягачей) и самосвалы МАЗ-5516 с колесной формулой 6х4 (155 шт.). А вот машин из среднетоннажных семейств 4371/4381 в России берут мало: всего 118 штук.

6. MAN – 3605 шт.

Как видно, объем продаж у немцев в РФ такой же, как у белорусов. Можно ли было представить такое четверть века назад, когда МАЗы еще ехали к нам тысячами штук ежемесячно? Но вот факт.

MAN TG-X
MAN TG-X

Детализация продаж по марке MAN такая: TGX – 1659 шт., TGS– 1655 шт., TGL – 176 шт., TGM – 103 шт. Причем часть шасси и тягачей MAN собирает в России на своем заводе в Санкт-Петербурге – на том же самом, где делают и грузовики Scania (для тех, кто не в курсе – у Scania и MAN один хозяин, концерн Volkswagen).

7. Урал – 3581 шт.

Среди компаний, продающих в России больше тысячи грузовиков в год, у «Автозавода УРАЛ» оказался наибольший в 2020-м процент роста продаж. Было бы интересно проследить, в каких пропорциях продавались полноприводные грузовики Урал с классической кабиной, грузовики Урал-М с «ивековской» бескапотной кабиной и грузовики Урал NEXT, но из-за особенностей заводской маркировки моделей все они идут в статистике одной строкой как автомобили семейства Урал-4320. И вот их в сумме купили 3402 штуки.

Грузовики прочих серий остаются, по сути, мелкосерийной экзотикой: дорожных Уралов NEXT капотной компоновки с колесной формулой 6х4 продали 64 штуки, трехосных бескапотных тягачей тяжелого семейства Урал-6370 – 78 штук, а вездеходов семейства Урал-5323 с колесной формулой 8х8 – 37 штук.

8. Mercedes-Benz – 3369 шт.

Давно Daimler не продавал у нас так мало машин… Имея одно из наиболее локализованных сборочных производств, пропустил вперед трех злостных конкурентов из европейской «Большой семёрки».

Основная ударная сила на нашем рынке – локализованные в Челнах тягачи и шасси Mercedes-Benz Actros (3018 шт.). Потихоньку набирает обороты семейство строительных грузовиков Arocs (345 шт.). Продажи других моделей Mercedes-Benzв России единичны.

9. Isuzu – 2544 шт.

Марка Isuzu представлена сразу в обоих сегментах рынка: и MCV, и HCV. И там, и там – серьезное падение: в сумме на 17%.

По семействам расклад с продажами такой: «среднетоннажники» Elf – 1793 шт., тяжелые двухосные грузовики серии Forward (модели FVR34 и FSR90) – 505 шт., тяжелые трехосные грузовики Giga– 246 шт.

10. Shacman – 1695 шт.

Всё это - тяжелые трехосные и четырехосные самосвалы и шасси с российскими надстройками. В былые годы по продажам самосвалов эти китайцы даже опережали КАМАЗ с его тяжелыми машинами семейства 6520: такая картина наблюдалась накануне кризиса 2008 года (правда, тогда вместо марки Shacman еще был в ходу бренд Shaanxi).

Shacman F3000
Shacman F3000

Нынешние объемы продаж у марки Shacman тем цифрам не чета, скромнее в несколько раз, но за год они выросли аж на четверть, а позади – не только все китайские конкуренты (FAW и Howo), но и DAF, IVECO, Renault… Последние двое о цифрах как у «Шакмана» могут лишь мечтать.

11. DAF – 1663 шт.

Сборочного завода в РФ у голландцев нет, поэтому падение продаж сразу на 34% (одно из наибольших в рамках Big-7) выглядит ожидаемым.

Конкретика продаж по семействам: XF – 1572 шт., CF – 61 шт., LF – 30 шт.

12. Hyundai – 1265 шт.

Продажи выросли на 8%, но сдается, что корейцы в целом рассчитывали на большее, тем более что осенью 2019-го в Калининграде было освоено производство новой модели Mighty в дополнение к «старичку» HD78.

В количественном отношении результаты продаж такие: Hyundai HD78 и Mighty – совместно 1201 шт., Hyundai HD120 – 64 шт.

13. Hino – 1004 шт.

По этой марке в статистике регистраций нельзя разделить малотоннажные и среднетоннажные модификации Hino300 – поэтому здесь приведена совместная цифра (309 шт.). Очевидно, на долю именно MCV-модификаций из них приходится не более половины.

По более тяжелым семействам объем продаж таков: Hino 500 / Ranger– 486 шт., Hino 700 Profia – 209 шт. Автомобилей двух этих последних семейств в 2020 году продали меньше, чем в 2019-м, а вот по «трехсотой» серии был отмечен рост регистраций. В целом марка потеряла за год в России 14% продаж.

14. IVECO – 835 шт.

А тут – странно: у итальянцев в России есть уникальный завод ИВЕКО-АМТ в Миассе, который выпускает такие разновидности грузовиков IVECO, которые никогда не делали на головном заводе марки в испанском Мадриде. Однако продажи все равно снизились аж на 34% – как у никак не локализованного у нас ДАФа.

Традиционно привожу детализацию: IVECO Trakker – 523 шт., IVECO Stralis – 270 шт., IVECO Eurocargo – 33 шт. Остальные несколько единиц – грузовики китайского СП, ввезенные «серыми» путями, и «Астры». При этом надо заметить, что «Траккеры» преимущественно собирают у нас, и спрос на них остался на прежнем уровне. А вот «Стралисы» в основном импортируют, и на них спрос упал более чем наполовину.

15. Renault – 796 шт.

Традиционный аутсайдер на нашем рынке среди всех компаний из Большой европейской «семерки» потерял треть продаж. Еще не так давно грузовики этой марки даже собирали на заводе «Вольво Восток» в Калуге, но при нынешних объемах продаж это даже нерентабельно.

Количественные показатели продаж по основным семействам следующие: серия Т – 612 шт., серия К – 148 шт., серия С – 32 шт. Остальные крохи – единичные модели, снятые с производства.

16. JAC – 744 шт.

«Политика партии» (то бишь российского импортера) на обеспечение самой низкой на рынке цены и широкого выбора надстроек местного производства приносит свои плоды: полуторакратный рост продаж.

Наиболее тяжелых грузовиков N120 полной массой 12 тонн продали минимум 276 штук, по более легким моделям N56 и N80 детализацию провести не представляется возможным.

17. Fuso – 682 шт.

Чуть больше года назад, когда сборка «среднетоннажников» Fuso Canter в Набережных Челнах была остановлена, я было подумал, что «Изя – всё». Но нет, складские запасы распродали, сборку перезапустили.

Fuso Canter
Fuso Canter

И в итоге продажи даже удалось нарастить на 13%. Хотя, конечно, 682 шт. для машины местной сборки – это маловато…

18. FAW – 681 шт.

Среди «китайцев» компания FAW смогла увеличить продажи больше всех – почти на 80%! Почти всё это – за счет роста количества регистраций тягачей и самосвалов тяжелого семейства J6 почти на 70%.

Кроме того, FAW пробует продавать у нас среднетоннажную модель Tiger, но она пока особой популярностью не пользуется: в статистике по ней всего 39 регистраций.

19. Howo – 465 шт.

Когда-то, лет 15 тому назад, самосвалы Howo традиционного красного цвета были не менее популярными в России, чем Shaanxi. Правда, репутацию они себе заработали похуже, в том числе из-за случаев отказа тормозов.

Howo Т5G
Howo Т5G

Нынешние грузовики и тягачи марки Howo, конечно, стали намного лучше тех красных самосвалов, что еще свежи в памяти у многих. Разница в продажах с грузовиками Shacman – серьезная. Однако показательно, что в кризисный год продажи Howo в России тоже не снизились ни на йоту.

20. Ford – 363 шт.

Одно время продажи Ford Trucks в России были практически свернуты, и недавно фактически состоялся рестарт. Сейчас в линейке две модели: старая Cargo и новая F-Max. Но продажи пока совсем скромные: в 2,2 раза меньше, чем даже у Renault Trucks.

Слева - Ford Cargo, справа - Ford F-Max
Слева - Ford Cargo, справа - Ford F-Max

Обе «фордовские» модели в некоторых модификациях собираются на заводе «Автотор» в Калининграде, в других – импортируются из Турции. Причем новых F-Max продали в два с лишним раза больше, чем Cargo: 253 против 110 единиц.

Дальнейшую детализацию марочного рейтинга проводить, наверное, уже смысла нет, поскольку продажи там совсем скромные. Просто упомяну, что с рынка практически ушли грузовики Foton (203 шт.) и совсем ушли грузовики DongFeng (20 шт.). Чуть теплятся продажи у чешской «Татры» (44 машины) и корейской Daewoo (84 шт.). Ну и, наверное, можно отметить 73 грузовика МАЗ-МАН, которые у нас понемногу заказывают на Север. На этом всё, а если интересно посмотреть про продажи за 2020 год в других секторах рынка, то рекомендую заглянуть еще в две статьи:

- ВОТ ЗДЕСЬ лежит статистика по продажам автобусов
- ВОТ ЗДЕСЬ лежит статистика по продажам легковых электромобилей