Отзыв на "Ольга Камелина" Лилии Сафикановой.
В рамках марафона #лит_рид
Любовь – для взрослых.
"Алкоголь сильнее любви?" - спрашивает главная героиня произведения. Но этот вопрос резюме истории, поэтому читатель сам должен ответить на него.
Правда, произведение ему в этом не помощник, оно не о любви. Об алкоголизме, да, но не о любви. И даже не об отчаянном желании любви. Оно об отсутствии любви.
Бывает, знаете, когда люди еще не умеют любить, но уже очень хотят. Тут герои не доросли даже до этого естественного для каждого человека желания.
И тем не менее, в произведении содержится ответ на этот вопрос. Нет, алкоголь не сильнее любви. Алкоголь сильнее всего того, что есть, когда любви нет. Алкоголь сильнее всего того, что есть, когда ничего настоящего нет.
Я читал в отзывах на это произведение, что это глубокая книга, что какая страшная трагедия жить с алкоголиком.
Любая социальная проблема – трагедия. Любая тема человеческих отношений – глубокая.
О теме как жить с алкоголиком я знаю из первых рук, у меня мать была алкоголичкой. Не пьяницей, алкоголичкой, в очень страшной, экстремальной форме. Начала она спиваться, когда мне было 8 лет. И через несколько лет моя тетя, сестра моего отца, изумленно спрашивала: «я только не понимаю, ну, вот этот гоблин появился, а Валька-то, Валька-то где? Куда она делась? Когда она ушла? Куда?»
Мы тоже пробовали разное. Все носились с ней, обычная такая трагедия. Мой отец, очень хороший человек, не был виноват в ее беде. Мама умерла. То ли сердце не выдержало очередного запоя, то ли выпила технического спирта. Умерла, и все вокруг выдохнули с облегчением. Да, страшно дожить до такого момента, когда все прячут глаза, и пытаются перекинуть эту лицемерно благородную миссию спасения друг на друга. Удивительная грызня шла среди «родни», хотя, ну какой родни? Кровь не делает одним родом. Единодушие и единомыслие делают семьей, а не случайные кровные связи. Так вот, я долго думал, можно ли было ей помочь? Можно.
Только не нам. Ну, это не мы могли ей помочь. Другие люди какие-то. Те, которых бы она любила. Знаете, любовь, она всегда взаимна, а если она односторонняя, это не любовь. Может, еще не любовь. Может, просто по стреле времени не совпало, может, любовь, но одна из сторон еще это не осознала. Но работает она в свою всепобеждающую силу только когда любовь уже любовь, а не ее болванка или зачаток. Между нами не было любви. Нет, конечно, мы тоже все думали, что между нами любовь, только алкоголизм ее рушит. Но нельзя разрушить то, чего нет.
Мы вопрошали так же, удивляясь и ошеломляясь: все же хорошо было? Чего тебе не живется?
Мой отец был влюблен в мать, ей завидовали жены знакомых, коллеги, приятели отца завидовали ему. По-разному, кто-то по-хорошему, кто-то по-плохому. В общем, казалось бы, живи да радуйся. Но матери не жилось и было безрадостно.
В произведении история показана ни с чьей души. Как будто кто-то рассказал нам историю про семью знакомых. Отсюда и, казалось бы, не раскрывающие сюжет или характеры героев подробности, например, очень подробное перечисление и описание подарков каких-то людей дочери героини, людей, которые никак не участвуют в произведении. Или долгое перечисление людей, про которых тоже мы ничего не знаем, и не узнаем, в эмоциональной реплике худрука любительского театра. И наоборот, когда хотелось бы узнать: «а он чо?», «а она ему чо?», «ага, так-так, а он?», «а она?», когда хотелось бы почитать про душевные состояния и оценки, герои вдруг говорят: а пойдемте чай пить!
Какой чай, ребята, у вас все горит и рушится!
…Но ведь люди так и делают.
Молчат, когда надо сказать. Врут, когда важно сказать правду. Недоговаривают, когда нельзя молчать. Подробно перечисляют пустяки и пресекают важные, болезненные темы.
Это все и есть признаки отсутствия любви.
И именно это рушит отношения, семьи, жизни. Неумение любить. Непонимание зачем любить. Не алкоголь.
Я раньше думал, что виноваты в алкоголизме моей матери те, кто продает алкоголь. Или гости, которые приходят с бутылкой.
Нет, конечно. Алкоголь не живой. Только люди живые. И они руководствуются своими мотивациями. Иногда они уже доросли до того, что другой человек становится мотивацией их жить по-людски. А иногда им рано к людям. Им пока достаточно картинок в их собственной голове, которые визуализируются алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, азартными играми любой иллюзией жизни.
Но точно, если человек выбирает иллюзию жизни, это значит, что она слаще, чем радость от живых людей, которые его окружают. Люди – это тоже наркотики, и тоже разной степени вредности и тяжести. Иногда они тоже иллюзорные. Токсичные отношения, например, это тот же алкоголизм, только вместо спирта – человек. Так вот, иногда бывает, когда алкоголь слаще людей. Милых, добрых, «любимых» людей. Радость, эйфория от клеточного питания выше, чем от взгляда «родного» человека. Ну, такие люди, значит.
Травма главного героя не показана, не написано, что превратило улыбчивого человека с золотыми руками в апатичного алкоголика, описывается оцепенело-физиологическое чувство алкоголика, когда только упоминание об алкоголе приносит радость. Скорее всего, герой сам не осознает свою травму. А может она очевидная – алкоголь сильнее той любви, что есть в его жизни. И герой отвечает на этот вопрос так.
Ах да! У меня же еще дед пил. Он был очень-очень красивым, а бабушка… ну, все считали, что он себе бы мог и покраше найти. И были у него по пьяни любовницы, и конь его сам без сознания до дома довозил, и запои были. А потом он сказал: «Зачем мне пить? У меня Феня есть» (это бабушка моя). И перестал. Потому что алкоголь не сильнее любви.
В произведении есть главная злодейка, ну такая вот злобная и некрасивая. А есть герои добрые и красивые. Есть противопоставление – благородная жена и оскотинивающийся муж. Но суть там у всех героев одна – это просто набор одиноких людей. Может, именно поэтому некоторые герои выпадают из ниоткуда посреди сюжета и пропадают в никуда. Да потому что не важно. Это просто люди. Такие же, как вокруг вас. И самое важное (и, может, страшное), что любой в этой истории мог оказаться на месте главного героя, и на месте злодейки. Психологическое тесто у всех там замешано одинаково.
Да, они все говорят о добре, любви, морали, но все ведут себя, как дети, которые дорвались до мамкиных косметики и платьев. И теперь играют в любовь, в дружбу, в благородство. Иногда, конечно, уставая, промаргиваясь, и отвлекаясь на другие игры. Потому что у детей нет сил на взрослые дела, они могут только имитировать взрослую жизнь.
И главный герой не понимает, почему его осуждают за его игру, ведь они же все тоже играют.
В общем-то, люди всегда осуждают за одно – когда вы не хотите играть по их правилам и в их игры, а играете в свои.
Слог автора повествовательно-торопливый, надо скорее рассказать историю, и ничего не упустить. Словно рассказчик вспоминает уже случившееся, и поэтому на первый план выходят какие-то мелочи, они помнятся, как значимые. Кто бывал в такой ситуации – тот понимает и ритм слога, и, иногда, шаблонные, словно мертвые фразы героев – люди так не говорят и не думают, скажет почти каждый читатель. Думают. Когда в ловушке. Когда живешь, словно ходишь по замкнутому кругу, и говоришь, словно по выученной роли, навязанной кем-то. Тупо застревая на мелочах, потому что хочется остановиться и подумать. И выбраться. Но даже истерики в этой ловушке бывают какие-то наигранные, словно не могущие вскрыть нарыв. И любительский театр, введенный в сюжет, с, казалось бы, ненужными для истории подробностями, как контрольная группа такой же любительской жизни героев. Я знаю, я жил в таком театре жизни много лет.
Жаль, что в произведении нет этого катарсиса, нет ни одного героя, который бы был способен разорвать эту театральную кулису, открыв хотя бы вид читателям и героям на реальность, монологом ли, ситуацией ли. Чтобы показать, что есть иная жизнь. Но много ли таких «героев» и в реальной жизни?
Произведение «Ольга Камилина» – срез типичной и страшной ситуации. И самое страшное в ней, в этой ситуации, вовсе не алкоголизм главного героя. А то, что в ней нет ничего сильнее алкоголизма. Так бывает.
Почитать, узнать себя, устыдиться, и стать поближе к Человекам здесь: https://litmarket.ru/books/olga-kamelina