В начале VIII века Испания пала под нашествием арабов, уже захвативших к тому моменту Северную Африку, Аравию и Сирию.
Мусульмане принесли на Пиренеи довольно мощный объем культуры, включающий блестящее знание медицины, химии, астрономии и математики.
В X-XII веках на Пиренеях и в Северной Африке располагалась самая развитая и блестящая в культурном отношении страна, давшая многие технологии и знания серой средневековой Европе.
Мусульмане принесли с собой две уникальные керамические технологии, с которых началось распространение майолики по Европе в течение следующих столетий: непрозрачное глазурование оловянной глазурью, дающей белый глухой цвет покрытия и позволяющей делать сложные росписи на керамике и люстрирование, имитирующее металлы и радужные эффекты.
Испано-мавританские изделия обоих типов создавались путем нанесения надглазурной росписи, обжигаемой несколько раз.
Люстрирование было основным свойством исламской керамики, отчасти потому, что использование для еды и питья посуды из золота и серебра, применяемой в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, было запрещено в хадисах.
В итоге, мусульманские элиты использовали люстрированную керамику и стекло, имитирующие драгоценные сосуды.
Сначала мастерские керамики были размещены на юге, с центром в Малаге, а к XV веку крупнейшие производства оказались в Валенсии, которая к тому моменту была отвоевана у мавров королевством Арагон.
Первым центром художественной керамики в Андалусии была Малага.
Наиболее известными и самыми впечатляющими примерами Малагских изделий являются вазы Альгамбра. Это очень нетипичные для исламской керамики изделия, несущие декоративную функцию, без практических целей, и на сегодняшний день это крупнейшие примеры люстрированной керамики. Их форма традиционна для древнеримской амфоры, высота близка к человеческому росту. Они относятся к концу XIV века и все имеют различный декор. Одна из этих ваз хранится в собрании Эрмитажа.
После смерти Юсуфа гранадский эмират был унаследован Мухаммедом VIII и в течении последующих лет эмират постепенно приходит в упадок. До завершения реконкисты к 1450 году производство тонкой керамики прекращается полностью, хотя использование бренда «obra de Malequa» (сделано в Малаге) применительно к люстрированной керамике продолжается еще длительное время в Валенсии.
Основные производства расположены не в городе Валенсия, а в ее пригородах — в Манисес, Патерне, Мислата и Джезата.
Первенство в производстве керамики принадлежало городу Манисес.
В 1362 году кардинал Валенсии заказал плитки для пола Папского дворца в Авиньоне в стиле obra de Malequa у двух мастеров в Манисес, и по крайней мере, один из них был с арабским именем. В 1484 году немецкий путешественник упоминает «мавританских мастеров из Валенсии».
Каталония никогда не была под властью мусульман и Барселона стала центром гончарного искусства гораздо позже. Вероятно, вследствие приема иммигрантов-гончаров из Валенсии и Андалусии. В первую очередь каталонские изделия — это керамика, напоминающая коричневую и зеленую расписную керамику Патерна, и только в XVI веке люстрированную керамику в теплой серебристо-золотой гамме, отдаленно похожую на Малагскую.
С конца XV века андалусская керамика приходит в упадок. В первую очередь, историки связывают это с преследованиями христианами мавров, в руках которых было сконцентрировано все производство керамики. Реконкиста подходит к своему завершению и все, даже отдаленно напоминающее арабские изделия подвергается гонениям.
Многие мастера уезжают, увозя с собой свои секреты, а оставшиеся принимают христианство. В связи с этим меняются изобразительные мотивы на изделиях. Тонкая арабская вязь теряет смысл и превращается в орнамент. Огрубляются силуэты и снижается качество отделки.
В мастерских начинают копировать одни и те же сюжеты, повторяются мотивы, удешевляется декор. Хорошие мастера уезжают из Андалусии на север и в другие страны, и как следствие, качество росписи снижается. Самые поздние валенсийские изделия отличаются грубой формой и вульгарной красновато-медной росписью с блестками.
К этому моменту технология частично была освоена в Италии, поэтому испанские работы становятся неконкурентными в сравнении с изделиями мастеров итальянского Возрождения. Испанские керамисты почти полностью теряют европейский рынок. Последние попытки возродить легендарную керамику были сделаны уже в конце XVIII века. Однако, старинные секреты были утеряны и все попытки провалились.
________________________________________________________
Подписывайтесь на наш Дзен-канал о мире керамики!
Источник: "Испанская керамика - драгоценность мавританской Андалусии"
Специализация - изразцы, изразцовые печи и камины, фасадная керамика
Телефон: +7 (495) 997-04-14