Итак, каковы же те условия, в которых приходится учить сегодня и может завтра?
Основных трендов я выделю пять.
(1) Долгое обучение для одних и приспособление без обучения для других. Еще в 80е годы прозвучала идея о том, что в будущем придется не раз переучиваться, менять профессию или даже учиться всю жизнь. Однако разбавлю этот оптимизм соображением о том, что есть немалая часть общества, кто не хочет или не способен к этому. Общество вынуждено будет решать эту задачу через расширение малоквалифицированных профессией, в которых возможно основной элемент научения и анализа возьмут на себя программы (например, сегодня таксисту и курьеру можно вообще не знать город, приложения сами построят маршрут).
Сфера услуг заметно расширяется не только улыбчивыми продажниками, но и за счет тысяч людей, занятых на Bullshit Jobs (как их назвал покойный Дэвид Гребер). Пока одни будут осваивать очередную нишу знаний, другие, получив свой прожиточный минимум, будут лежать на диванчике и тратить время жизни на доступные развлечения. Впрочем, определенное обучение последних тоже понадобится — например, в форме правил функционирования социального капитала или активной пропаганды базовых знаний об эпидемиях. А вот как это все будет реализовано социальными технологами еще неясно, но есть много вариантов, которые нам всем сильно не понравятся.
(2) Расширение и глубокая дифференциация рынка образовательных услуг. Фактически здесь два тренда: организации и люди. Помимо госучреждений и частных репетиторских компаний появляется множество других форм обучения: платные и бесплатные онлайн-курсы, свободные сетевые университеты, корпоративные колледжи, частные исследовательские центры, объединяющие подготовку кадров и создание уникального интеллектуального продукта и т.д. Не стоит забывать, что авторы киберпанк-произведений уже предсказали появление корпоративных школ, в которых эффективность и лояльность будут всегда выше какой-то там объективной истины. А основные достижения будут форсированы психологией и биохимией. Цели, ценности, способы обучения и контроля постепенно расходятся, возможно, вскоре разница между отдельными видами будет столь ощутима, что единая система образования будет казаться временным извращением.
(3) Оборотная сторона этих изменений рынка — уже давно озвученный тренд о необходимости большего количества специалистов. На каждого. Наставники, кураторы, менторы, тьюторы, консультанты и репетиторы — и это еще не полный список того, как в итоге разойдутся функции и формы взаимодействия учащего и обучаемого. Но как известно потеря глаза у дитя прямо пропорциональна количеству людей, ответственных за его сохранность. Так и тут. Где их взять? И как сделать так, чтобы они за ваши деньги вас же не угробили? Ну или хотя бы не обманули. Ведь (в сотый раз повторюсь) образование — классический пример рынка лимонов, в котором потребитель обладает меньшим количеством информации и сильно зависит от добросовестности предоставляющего услуги. Причем, общество и государство в данном случае попадают в цугцванг: недостаточное регулирование новых форм приведет к куче мутных историй и нецелевых трат, но стоит его чуть пережать — и это скоро скажется на развитии и кадрах.
(4) Обучение как развлекательный контент. Собственно это уже воочию наблюдают все. Значительная часть научно-познавательных и обучающих лекций — в сущности лишь еще один род контента, который человек потребляет чаще из любопытства, а не ради пользы. Стоит понимать, что существование в одном ряду с видосами на ютубчике, мемасами и все более шизанутыми новостями, медленно, но верно меняет отношение к сути знания. Сегодня вы хотите знать как на самом деле, но уже завтра отбрасываете все то, что не впишется в вашу картину мира — и своим вниманием откармливаете тех, кто производит контент вам по сердцу (что уже дало о себе знать в связи с коронавирусом). Впрочем, эрудиция — важный фактор открытого и гибкого мышления. Хотя и не всегда ясно зачем мне в 2 часа ночи узнавать об аэродинамике шмеля, процессах винного брожения или теории кристаллов времени? Убийство времени, ну и сверхмалый шанс на небольшое расширение своих представлений о мире.
(5) Техническое опосредование обучения. Десятки тысяч лет человечество знало только один формат: «ходи за мной, смотри что и как я делаю». Всего пару тысяч лет существует обучение через логос, направленный прямиком в ухо, то есть изустное объяснение, которое понемногу дополняют тексты. И совсем недавно общества начали практиковать большую дистанцию: сперва только посредством текста, а потом и через экран или программу (например, обучающую видеоигру). Вместе с расслоением видов организации расширяется и арсенал форматов: подкасты, видеолекции, стримы, чат-семинары, онлайн-чтения, текстовые серии и курсы и т.п.
Да, реальность такова, что образование в СНГ — это когда мужик на ютубе или вимео расскажет понятнее и современнее, чем 90% преподавателей престижного вуза. Однако непосредственное взаимодействие и через интерфейс психологически различаются как небо и земля: модерация через взгляд и жест, ситуативность и случайность сменяются экраном, любезно предлагающим самолично настроить поверхностный образ, плюс перегруженное значением слово. На мой взгляд даже секс на расстоянии более естественная вещь, чем обучение. Потому что в первом случае речь идет лишь о наслаждении органа (все остальное только в вашем воображении), а во втором — принципиально важны тревога и живой пример, которые играют важную роль во взаимодействии, так как касаются мотивов говорящих. Делая столь сильную ставку на новые технологии, мы вступаем в область неизученных последствий как для психики отдельных людей, так и общества в целом.
Что же в итоге мы получим уже в ближайшие 10 лет? Интеграции научно-популярного контента в порно и появление профессии эксперта по обучающему контенту в Сети. Шучу я, хотя... нет. На самом деле, многие сейчас рассуждают так: ну из-за ковида расширилась дистанционка, но в изоляции люди переоценили важность прямого контакта и после кризиса будет возврат к классике. Вероятно эти люди не знают, что нет ничего более стабильного чем нечто временное, подобно вещам, починенным скотчем.
Проблема еще и в том, что возвращаться просто некуда: университеты находятся в кризисе и сами разрываются между старым добрым прямым контролем (чтобы препод и ученик сидели в конкретной аудитории, повторяя «аз-буки-веди») и боязнью студентов (они стали не только более требовательны, но и более чувствительны — особенно к манере учить «старой гвардии»). Я уж не говорю о доморощенных университетских менеджерах, которые только и ищут способ срезать работникам зарплаты, чтобы побольше осталось им самим на премии. А тут и основание подоспело: вы ж теперь не ездите на работу, да и самой работы стало меньше (ага). Настоящим преподавателям скоро придет пора осваивать катакомбное обучение в малых группах.
К тому же на фоне молчаливого большинства уже ощутимо звучат голоса студентов, требующих дистанционку. Я не хочу быть циником, но реалии заставляют: многим из них плевать на качество образования (что это? абстракция какая-то), а вот шанс списать на экзамене, сидя дома — весьма пленительная перспектива. Конечно, они рассказывают грустные истории о том, что боятся заразить ковидом своих близких, но по факту чаще всего эти ламентации слышны от тех, кто в тот же период тусит по клубам, кальянным и барам (видимо оттуда принести ковид родной бабушке не так печально). Так что к спору кому придется хуже — учителям или обучаемым — нужно заготавливать копья в промышленных объемах.
Имхо, и здесь мы снова столкнемся с ироничной диалектикой: субъективно свое положение оценят как худшее преподаватели, но реалистичный взгляд говорит о том, что потеря времени молодости впустую — самая невосполнимая и грустная потеря. Конечно, особенно консервативная часть учителей будет ощущать себя выброшенной в кювет истории, а в наших реалиях еще и отторгнутыми от образования окажутся отнюдь не худшие кадры. Тем же, кто будет выращен на суррогатах обучения, и переживать сильно не придется — кто не пробовал ничего слаще морковки, не печалится о том, что кто-то набивает брюхо пирожными.
С одной стороны, преподаватель — профессия, которую нельзя просто отменить или заменить роботом, что собственно для некоторых повод для радужных реляций. С другой же стороны, труд преподавателя легко отчуждается (та же запись лекции вместо аудиторной нагрузки) и все чаще оценивается по каким-то крайне странным критериям (от написания горы макулатуры до прокачивания индекса Хирша никому не нужными академическими статьями). Как по мне, современному учителю, который еще не заплыл душевных жирком и не разучился учиться сам, стоит активно изучать новые формы (те же тьюторство и менторство). Все-таки однажды на них появится платежеспособный спрос, к тому же подобная специализация позволит выбрать что-то более близкое своей личности, чем стандартизированные ставки вуза, согласно коим каждый должен быть универсалом. Впрочем, подобное благопожелание не сможет ответить ни вам, ни мне на более серьезные вопросы. Например, как и на что дожить до тех чудесных времен? А также: что делать с культурными тенденциями, обесценивающими знание и образование?
О стороне школьников и студентов я уже сказал. Суррогаты научат их цинизму и подслеповатому прагматизму, а время их обучения в большинстве случаев будет потрачено на бесполезные картинки, бессмысленные тесты, тщетные попытки заставить понять без обращения к той единственной части личности, которая может понять. Сами же учащиеся поймут в чем удовольствие какого-либо познания только случайно столкнувшись с талантливым преподавателем, который говорит о чем-то предельно актуальном для них (причем скорее всего такая встреча произойдет в Сети). Проблема в том, что 99% сделают из этого опыта неверный вывод: мол, нужно ждать эту встречу, чтобы еще раз вштырило. Вместо того, чтобы сознательно искать его и управлять этим опытом.
И это только усилит запрос на специалиста, который будет индивидуально и тщательно подбирать курсы, преподавателей, литературу (или по-модному: выстраивать индивидуальный образовательный трек). Равно как на специалистов, которые обучат через совместное делание, специалистов, которые будут заботиться о поддержке и проработке мотивации, специалистов, что учат, не оценивая и не проверяя и т.д. и т.п. Звучит это прекрасно, если забыть о том, что это много денег (и значит, ощутимый рост неравенства в будущем) и своего рода зависимость, которую еще нужно будет суметь преодолеть.
Система образования вряд ли рухнет, а само обучение никуда не исчезнет. Просто вместо попыток создавать хоть в чем-то пересекающиеся картины мира придет волюнтаризм и региональные идиосинкразии. И перевод опыта в знание о мире будет происходить либо крайне медленно, порождая странное «умение без четкого знания», либо фрагментарно и только с привлечением качественных специалистов. Или говоря по-житейски: вместо учителей будет учить сама жизнь, но она как всегда возьмет очень дорого. Лично я — наивный сторонник дешевых качественных книг и живого общения в учебе, но и то, и другое превращается в роскошь. Что ж, может хоть так люди научатся их ценить?