Друзья, я рад видеть вас снова! Если мы с вами тут, то возможны два варианта: либо прошлая статья оказалась интересной и полезной, либо вы еще пока не получили ответ на свой вопрос.
В любом случае, не будем томить и приступаем рассматривать вариант покупки автомобиля с пробегом у собственника.
Первое и самое банальное с чего стоит начать-это определиться с автомобилями, которые вы рассматриваете.
На моей практике, в 70% случаях люди, которые запланировали покупку конкретного автомобиля, разочаровываются в ценообразовании на него. Особенно за те версии, комплектации, цвета и состояние, которое хотят видеть у себя. Так что не расстраивайтесь, если вы с этим столкнетесь. Все-таки вы не обязаны следить постоянно за автомобильным рынком.
В современном мире искать машину гораздо проще, чем это было раньше.
С появлением популярных агрегаторов, таких как AVITO, AUTO.RU, DROM и т. д, стало нагляднее и удобнее понять ситуацию, в которой вы находитесь. Не бойтесь пользоваться фильтрами в поисковике, чтобы подобрать то, что хотите (но и не стоит ими злоупотреблять, вы можете упустить из виду достойный экземпляр).
*в каждом регионе преобладают различные агрегаторы, их куда больше чем БОЛЬШАЯ ТРОЙКА, указанная выше. Бывают местные порталы, сообщества в социальных сетях, форумы. Иногда, если автомобиль нестандартный, стоит прибегнуть к посещению клубных порталов нужного автомобиля.
С авто мы определились, выбрали для себя две-три модели, определили приоритетную цель и запасные варианты. Разобрались с ценой, сопоставили со своими финансовыми возможностями. Есть такой вариант, что вы хотите конкретный автомобиль, тут уже нужна трезвая несложная аналитика и трезвое понимание собственных возможностей.
*Совет: не забывайте, что в 90% случаях после покупки у вас должна оставаться сумма на страховой полис, прохождение технического осмотра (если не был сделан собственником и автомобиль уже старше положенного срока), на техническое обслуживание (как минимум на замену масла в ДВС, воздушного и масляного фильтра, все остальное на ваш страх и риск), за постановку на учет стоит закладывать от 1000 руб. до 3000 руб. в государственном МРЭО, в зависимости от процедуры (не берем в расчет индивидуальные случаи с дополнительным оборудованием).
Обзвон объявлений. Вы столкнетесь с разными трудностями... неудобное время, сложность выйти на связь, мошенники (ВАЖНО! Не в коем случае не отправляйте авансы и предоплаты физическим лицам), нежелание проходить осмотр авто в сервисе и многое другое.
Есть маленький список вопросов, на которые настоящий собственник обязан знать ответы: оригинал ПТС, готовность предоставить VIN номер, он ли собственник, вписан ли именно ОН в ПТС, сколько владельцев у автомобиля было, где обслуживает автомобиль, были ли у него ДТП, готов ли он проверить техническую часть. У нормального владельца эти вопросы не вызывают негатив. Если человек юлит и нервничает-уже стоит задуматься.
Все остальное уже нужно смотреть вживую. Если вы не специалист, рекомендую сразу договариваться так, чтобы автомобиль посмотреть в специализированном сервисе. В нынешней ситуации слишком большой риск нарваться на обман.
Не рекомендую смотреть автомобиль без фактического собственника. Условно говоря, Мама, Папа, Брат и друг теоретически показать авто могут, они могут даже с вами в сервис прокатиться, но ДКП заключать без законного владельца нельзя.
На стадии прозвона вы сократите поиск процентов на 30 из-за перекупщиков и аферистов, и еще на 20-40 из-за несоответствия вашим ожиданиям.
Подготовьте варианты проверки авто!
- Не скупитесь покупать отчеты на агрегаторах! Условные 150 рублей помогут уберечь себя от множества проблем. Да, они не панацея, и 100% достоверности не дают... но уже с ними спокойнее.
-Не забывайте проверять автомобиль по базам ГИБДД и собственника по базам приставов.
-Не бойтесь просить посмотреть документы и сверять номера. Если у вас есть подозрения, что что-то не так с машиной, лучше отпустить хороший вариант, чем купить горе в семью.
-Не пренебрегайте проверкой технического состояния, особенно сложных агрегатов, коробок передач, турбо моторов и электронных блоков.
ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ РАЗБИРАТЬСЯ В МАШИНАХ!
Нет ничего постыдного в том, что открывая капот, вы впадаете в ступор. Для этого есть специалисты. Сейчас не 20 век, когда автомобили были простые, легко чинились по мануалу в гараже. Иной раз, маленькая и, казалось бы, незначительная деталь может вылиться в муки и безумные траты. Не играйте в лотерею. Как минимум, позовите хотя бы друга... да хотя бы друга, товарища, знакомого, одноклассника вашей тети. Всяко лучше осматривать авто с человеком, у которого есть опыт. Доверяй, но проверяй! После покупки, даже после осмотра специалиста, на СТО, где будете обслуживать авто, попросите провести хотя бы диагностику основных узлов и электронных блоков.
Не идите на встречу и осмотр авто в неблагополучное место, не осматривайте авто в темноте, не поддавайтесь эмоциям, не тащите с собой деньги на встречу. Желательно, не идите один и проводите осмотр либо в СТО, либо на нейтральной территории.
*Совет: Продавец также заинтересован в продаже! Если он упирается, не хочет ехать, не хочет показывать, пропадает, отказывается от проверок... тогда пусть этот прекрасный автомобиль купит кто-нибудь другой.
Опасные моменты:
- не показывают ПТС;
- не дают VIN номер;
- не хотят показывать машину на СТО;
- не собственник авто, а друг, либо родственник без паспорта и с другой фамилией;
- мало знает об автомобиле, много фактов узнает вместе с вами;
- просят быть с деньгами;
- торопят и создают ажиотаж;
- трудно выходят на связь без обоснованной причины;
- ограничивают в осмотре.
*Совет: Если возможность первичного осмотра только в темное время суток (темнеет рано, а работа не позволяет). В таком случае, хорошее место для осмотра - это освещаемые паркинги с камерами наблюдения, и мойки самообслуживания.
Иногда первичный осмотр дает понять, что машину нет смысла тащить на СТО, потому что просто не нравится вариант.
Краткий итог по тому, что надо:
- подобрать машину (машины);
- прозвонить варианты;
- проверить авто по базам;
- отсеить изначально опасные;
- договориться о первичном осмотре;
- отсеять после первичного осмотра(все-таки рекомендую смотреть не менее 2х машин одинакового типа, чтобы чуть лучше ориентироваться в нюансах);
- договориться об осмотре тех. части (если необходимо);
- проверить еще раз всю юридическую чистоту;
- договориться о форме оплаты (через кассу при организации, занимающейся постановкой на учет, на счет через банк, либо наличными под расписку в ДКП) ;
*безопаснее, когда через организацию составляется и ДКП
- указывать в ДКП полную стоимость автомобиля (при покупке от физического лица в любом случае очень сложно добиться возврата денежных средств, но уже спокойнее, когда указана вся сумма);
- в кратчайшие сроки ставить автомобиль на учет на себя (после покупки, даже при проверке по всем базам, приставы могут удивить вас обременением в самом здании ГАИ. Доказать все можно, если ДКП был составлен правильно, но побегать придется);
- не терять времени на обслуживание авто;
- радоваться новой покупке и новому опыту.
*СОВЕТ: Покупка в другом, удаленном регионе вопрос более тонкий и требует детального рассмотрения. Там лучше довериться профессионалам с отзывами, которые сразу дадут расклад(не советую ехать в другой город без: получения VIN номера, проверки авто по базам и точной уверенностью, что авто вас дождется) .
Все нюансы рассмотреть невозможно.
Запомните несколько простых правил:
- Сомневаешься - не покупай!
- Скупой платит дважды!
- Береженого бог бережет!
- Доверяй, но проверяй!
Вот такие старые присказки, которые вышли из народа, применимы во многих сферах жизни. Даже при выборе и покупке автомобиля!
Удачных поисков! Это нелегкий и порой сложный, но увлекательный процесс!
В следующей части мы рассмотрим покупку автомобиля с пробегом на авторынке.
(Ковалев Виталий)