С 25 января телеканал ТНТ предложил своим зрителям очередную новинку – драматический сериал «Полет» Петра Тодоровского-младшего, в котором роли сыграли Михаил и Никита Ефремовы. Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко о том, почему происходящее на экране стоит смотреть с интересом.
Окровавленный сотрудник ДПС, в страхе озираясь, бежит от заброшенного здания, напоминающего дом отдыха. В здании сидит тридцатилетняя Ира с изможденным лицом и рассказывает диктофону о себе – семь лет в браке, дочь, все как у людей, – пока не задает главный вопрос, который будет мучить всех героев нового сериала: «Кто я?»
Пока что Ира – сотрудница юридического отдела строительной компании в столице, примерная домохозяйка, которая таковой бы и оставалась, даже узнав об изменах мужа. Но тут с ней приключается событие, после которого жизнь раскалывается на «до» и «после». Ира должна была полететь с коллегами в командировку, но клуша-секретарша всех привозит не в тот аэропорт, где компания узнает из новостей, что их рейс разбился. Чудом избежав смерти, Ира начинает действовать решительно – отдается начальнику, уходит от мужа и попадает, наконец, в заброшку с трупом в погонах и коллегами, также избежавшими трагедии. Каждый из сослуживцев в последующих сериях будет брать ирин диктофон, чтобы рассказать свою историю жизненных перемен.
Петр Тодоровский-младший лишь приправил криминальной линией ассорти из экзистенциальных драм шестерых главных героевы. Автор сериала на нескольких примерах всесторонне раскрывает одну из принципиальных категорий философии Мартина Хайдеггера – «бытие к смерти», когда человек, на которого дохнуло могилой, начинает более полно осознавать жизнь, понимать свои бытийные возможности.
На Иру бытие наваливается почти неосознанно, она не рефлексирует на тему возможной смерти: опоздание на злосчастный рейс переключает ее эмоционально. Ира впускает хаос в свою жизнь и словно пробуждается от семилетнего сна, чтобы хлопнуть дверью, как героиня «Кукольного дома» Ибсена. Ее молодой сослуживец Илюша берет на вооружение максиму «если Бога нет, все дозволено» главного прото-экзистенциалиста Достоевского – другой коллега Игорь Жабенко напротив идет по пути религиозного экзистенциализма и достигает новой степени свободы через покаяние и милосердие.
Есть что-то мистическое в том факте, что сыгравший Жабенко Олег Ефремов перенес экранный поступок в жизнь: реально пьяным на машине убил человека – и вопрос покаяния стоит теперь перед ним особенно остро. От такого провидческого совпадения холодок бежит за ворот, но сериал дает и другие поводы лишний раз поёжиться – в первую очередь, потому что ситуации, воспроизведённые на экране, поданы с такой тонкостью, что невольно примеряешь их на свою жизнь.
Вообще удивительно, что Тодоровский смог уместить глубину и тяжесть целого философского течения в историю, полную житейской достоверности. Но где, например, Звягинцев погряз бы в нашей посконной достоевщине, автор «Полета» всеми способами старается стряхнуть со своего продукта намеки на страну происхождения. Даже вживаясь в своих героев по методу русского психологического театра, актеры воспроизводят лишенные географических черт типажи.
Смотрите сериал «Полет» по будням в 21:00 на ТНТ
Что все, происходящее на экране, могло случиться где угодно, говорит и космополитичный саундтрек, где неожиданно прозвучавшие в самом начале британские синтипоперы Goldfrapp соседствуют с какими-то совсем невообразимыми в контексте отечественного телевидения американцами The Velvet Underground. Это лёгкое эстетство и порой завораживающая поэзия кадра сидит вишенкой на очень убедительной драматургической конструкции, заставляющей задуматься о самых важных вещах и исполненной, по большей части, талантливыми актерами. Оксана Акиньшина в роли Иры естественным образом видится с любой профильной статуэткой в руках, ведь ей с 13 лет прекрасно даются роли стойких женщин в тяжелой жизненной ситуации.
Но убедительны здесь и представители знаменитых актерских династий: видно, что природа не отдохнула ни на Никите, сыне и внуке Ефремова, ни на Павле, сыне Олега Табакова. И сам Тодоровский-младший как может старается встать на одну доску с дедом, автором «Военно-полевого романа», ставшего номинантом «Оскар». Уже сейчас «Полет» получил гран-при на международном фестивале сериалов Serial Killer – и это реальный повод гордиться страной, которая, как показывает опыт последних лет, реально научилась снимать классные сериалы.