Мировой жандарм, режим «статус-кво»
Основные предпосылки данного сценария: курс демократической администрации на возвращение либерального интервенционизма во внешнеполитическую доктрину США и её реидеологизация (в отличие от экономико-ориентированного прагматизма Д. Трампа). При данном сценарии акторы на Ближнем Востоке и Северной Африке самостоятельно не проявят инициативу, постараются выждать решение по сделке с Ираном и удерживают статус-кво.
Летом 2021 года в Иране пройдут президентские выборы и будет решено, кто будет формировать его внешнюю политику в ближайшие годы – консерваторы из гвардии Ахмадинежада, решительные противники всяких соглашений с США, или несколько более либеральная команда Роухани, допускающая возможность новой ядерной сделки. До этого момента, в ближайшее время США будет осуществлять в отношении Ирана лишь символические шаги сближения и примирения, что позволит откатить ситуацию назад в случае первого из исходов президентских выборов. Отношения с Саудовской Аравией и странами Залива, а также с Ираком прямо зависят от развития отношений с Ираном, поэтому в ближайшее время ожидается стабильность и налаживание исключительно рабочих контактов.
По отношению к вопросу Израиля и Палестины положение администрации Байдена двойственно. С одной стороны, израильское лобби США никогда не теряло свою мощь, с другой стороны, слишком большая доля демократического электората жаждет улучшение отношений с Палестиной и её признание. Так как дорожная карта выстраивания отношений с Израилем и Палестиной в любом случае зависит от иранского направления, то в ближайшее время можно ожидать лишь формальные, но обязательные шаги: 1) поддержка «Авраамовых соглашений» Израиля (Договоренность о нормализации отношений между Израилем, ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко); 2) восстановление рабочих контактов с палестинской администрацией.
Что касается Турции, то Байден уже успел зарекомендовать себя как последовательного конкурента амбициям Эрдогана в регионе. Этому способствуют следующие факторы: 1) нежелательность для США самостоятельных военных действий Турции в регионе; 2) недопустимость даже периодического проявления курса на сближение страны-члена НАТО и России, особенно в рамках военного сотрудничества; 3) популярность идеи «Свободного Курдистана» среди демократического электората; 4) близость к Байдену греческого лобби (данный факт не является общедоказанным). Таким образом, американо-турецкие отношения ожидает период серьёзного похолодания.
Также стоит отметить роль ШСА в конфликтах в Ливии, Йемене и конфликте между Египтом и Эфиопией из-за водных ресурсов Нила. Конфликт в Ливии давно получил статус международного конфликта. Сам конфликт заключается в кризисе политической системы после убийства Каддафи. Однако энергетический потенциал Ливии привёл к тому, что во внутреннем конфликте страны участвуют, помимо соседних североафриканских и аравийских арабских стран, Турция, европейские акторы и Россия. Но США в этом конфликте ранее не проявляли активной позиции, поэтому вероятно, что, новая роль будет заключается в более активном участии в качестве посредника, чтобы получить доступ к ливийской нефти.
Одной из целью США является вытеснения Китая из восточной Африки, в том числе из Эфиопии. Это может быть достигнуто за счет выполнения американцами роли посредника в стремительно развивающимся конфликте между Египтом и Эфиопией из-за строительства эфиопской платины на реке Нил, которое финансируется Китаем. При успешном посредничестве США укрепят роль жандарма и расширят свое влияние в регионе.
Внутренний Йеменский конфликт идёт уже очень давно и развился до настоящей гуманитарной катастрофы. Эксперты предполагают, что в Сане пресной воды в скором времени станет настолько не хватать, что придётся переносить столицу. В целом конфликт приобрел характер войны за водные ресурсы. Решение проблемы Йемена необходимо для стабилизации ситуации в субрегионе, так как на юге Йемена, в пустыне, плотно обосновалась Аль-Каида, которую трудно выследить. Поэтому роль жандарма, который сможет примирить стороны внутри страны и внешних участвующих в конфликте акторов, прежде всего Саудовскую Аравию и ОАЭ, становится с каждым годом все актуальнее.
Мировой жандарм, продолжение эскалации с Ираном.
Основные предпосылки данного сценария: курс демократической администрации на возвращение либерального интервенционизма во внешнеполитическую доктрину США и её реидеологизация (в отличие от экономико-ориентированного прагматизма Трампа). В отличие от предыдущего сценария, акторы БВСА самостоятельно начинают проявлять инициативу, действуя на опережение, что связано с заметным изменением дипломатической ориентации новой администрации США. В первую очередь речь идет о Иране, как наибольшем источнике эскалации. Другие страны региона, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль будут вынуждены реагировать на действия Тегерана. Консервативные круги Ирана имеют достаточно сил и влияния, чтобы сорвать сделку и повторить сценарий января 2020 года. В таком случае, у США останется единственный сценарий развития отношений с Ираном, и он будет заключаться в фактическом продолжении курса администрации Трампа. Израиль сможет и дальше позволять себе иметь преференции в свободе действий на территории Западного берега.
Ухудшение отношений с Турцией не будет таким критическим, как в предыдущем сценарии, так как США в настоящее время, после снижения боевого потенциала собственной ближневосточной военной группировки, не сможет позволить себе полностью испортить отношения одновременно с Ираном и Турцией. Скорее всего, это будет выглядеть как некоторое похолодание отношений или как компромиссная сделка. Однако Эрдоган будет продолжать иметь полную свободу действий на определённых, второстепенных для США направлениях.
Инерционное продолжение политики Трампа на БВ + новые игроки
По этому сценарию, в ближайшие полтора месяца не ожидаются перемены в политике США в отношении стран Ближнего Востока, а также любые их активные действия в этом регионе. Это объясняется несколькими причинами:
- В свете нынешних событий, новой администрации придется, в первую очередь, решать проблему стабилизации внутриполитической обстановки;
- Избранному президенту США Джо Байдену потребуется некоторое время для имплементации своей политики на Ближнем Востоке;
- Республиканцы сохранили контроль над Сенатом;
- В такой короткий промежуток времени сохранится инерция политики предыдущей администрации США.
Действия предыдущего президента Дональда Трампа способствовали нарушению баланса сил в регионе. Он однозначно встал на сторону Израиля в его конфликте с Палестиной, вышел из ядерной сделки с Ираном, развязав, в некоторой степени, руки последнему, не предпринял серьезных шагов в отношении Турции после ее вторжения на северные территории Сирии. Показав, что экономические выгоды для него зачастую важнее моральных и политических соображений, он позволил крупным региональным и внерегиональным игрокам более активно проводить собственную политику в этом регионе, игнорируя заявления руководства США. Также сокращение американских войск в Ираке и Афганистане до 2,5 тысяч военнослужащих в каждой из этих стран способствует снижению возможностей Соединенных Штатов влиять их судьбу.
Таким образом, учитывая внутриполитическую ситуацию в США и инерцию их внешней политики, не следует ожидать каких-либо перемен и резких шагов Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке. На этом фоне в регионе будет и дальше расти влияние таких государств, как Турция, Иран и Россия.