Пассажирские самолеты сегодня летают на высоте 9 тысяч метров и выше. Во время полета нам приходится слышать объявление пилота о наборе воздушным судном крейсерской высоты. Но на какой высоте могут летать самолеты? И существуют ли ограничения?
Ограничения для пассажирских самолетов
Максимальная высота у разных самолетов различна. Оптимальная крейсерская высота, кроме того – это фактор, обеспечивающий максимальную дальность полета данного судна. Это ограничение, а не какие-либо нормативные или законодательные требования определяют высоту полета. Хотя, конечно, диспетчерская служба имеет полную власть на определение высоты самолета.
Большинству пассажирских самолетов разрешено иметь максимальную высоту около 13 тысячи метров. Этот максимум известен как «практический потолок». Например, для Airbus A380 этот потолок составляет 13,3 тысячи метров, а для Boeing 787-10 – 12,7 тысяч метров.
Другой пример: у более ранних Boeing 737 потолок составляет 11,4 тысячи метров. Он был увеличен до 12,6 тысячи метров с появлением Boeing 737-600. Этот вариант был первым и самым маленьким из семейства Boeing 737 NG. Для оптимальной работы большинство самолетов ориентируются на немного меньшую высоту, обычно это около 11 тысяч метров.
Зачем летать так высоко?
Есть несколько причин, по которым самолеты летают на такой высоте. Основная цель – это максимальная эффективность. На больших высотах воздух более разреженный. Он создает меньшее сопротивление, позволяя воздушному судну лететь быстрее и расходовать меньше топлива. Современные двигатели также на большей высоте работают более эффективно.
Правильная высота, выбранная для конкретного полета, также будет зависеть от направления и силы ветра. Самолеты будут стремиться использовать преимущества или снизить неблагоприятные последствия высотных воздушных потоков. Чтобы воспользоваться этим, пилоты могут принять решение изменить высоту. Они также будут стремиться избегать зон с турбулентностью или неблагоприятной погодой, поднимаясь или опускаясь, когда необходимо, если это разрешит диспетчерская служба.
Почему самолеты не летают еще выше?
Если летать высоко – это эффективно, возникает вопрос, почему бы не лететь еще выше? Почему есть «потолок»? Хотя разреженный воздух повышает эффективность на высоте, в какой-то момент воздух становится слишком разреженным. При сильно разреженном воздухе двигатели не могут обеспечить достаточную тягу, и крылья не смогут создать достаточную подъемную силу. Также на большей высоте могут возникнуть проблемы с повторным запуском отказавшего двигателя.
Полеты на очень больших высотах также менее безопасны для пассажиров и экипажа. В случае нарушении герметичности салона, самолет должен быстро опустится на меньшую высоту. На это уйдет значительно больше времени, если самолет будет находиться высоко и это может подвергнуть пассажиров опасности кислородного голода.
Существует понятие time of useful consciousness - «время полезного сознания», сокращенно TUC. Этот показатель говорит, как долго человек может оставаться в сознании в условиях недостаточного снабжения кислородом. На высоте 10 тысяч метров это - от 15 до 30 секунд, что должно быть достаточным, чтобы пассажиры надели кислородные маски. Однако на высоте 15 тысяч метров это время уменьшается до 5 секунд.
Некоторые самолеты могут летать выше
В то время как потолки пассажирских самолетов соответствуют ограничениям для TUC и двигателей, у частных самолетов возможностей больше. Многие корпоративные самолеты рассчитаны на максимальные высоты в 15,5 и более тысяч метров. Они часто имеют большие двигатели по сравнению с размером и весом самолета что помогает достичь этого.
Concorde был единственным исключением среди пассажирских самолетов. Он мог взлететь на высоту 18.5 тысяч метров из-за роста подъемной силы, появляющейся при полете на более высоких скоростях. На малых высотах сопротивление воздуха не позволяет достигать высоких скоростей. Летая выше всех воздушных коридоров, легендарный британско-французский авиалайнер достигал скорости 2179 км/ч.
На этих высотах Concorde подвергался значительным рискам декомпрессии для пассажиров. Для их минимизации использовалось несколько нововведений. Благодаря необычной - треугольной - форме крыла он мог снижаться быстрее, чем другие самолеты. У Concorde также была система помощи при быстром аварийном спуске, которую используют некоторые корпоративные самолеты.
Наконец, его иллюминаторы были гораздо меньшего размера, так как они могли помочь замедлить декомпрессию в случае нарушения герметичности окна. Поскольку с 2003 года Concorde не летает, мы можем только представить, как бы мир выглядел с высоты 18 тысячи метров.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале