А почему крещение называют вторым рождением? Что случается во время этого Таинства? Как происходит второе рождение?
– Крещение называется вторым рождением потому, что это рождение духовное. Мы все рождаемся физически, с последствиями грехопадения наших прародителей, с тем, что принято именовать прародительской скверной, или прародительским грехом и первородным грехом. В крещении мы рождаемся заново, нам дается возможность жизни духовной. Это и есть духовное рождение. В Последовании Святого Крещения речь идет о смерти с Христом и о воскресении с Ним, и об усыновлении Богу через Иисуса Христа.
– Говорят, что Крещение – это дверь, вводящая в Церковь Христову и открывающая доступ к участию в других Таинствах, т. е. без этого Таинства мы не можем участвовать в других. Так ли это?
– Совершенно верно. Нужно уточнить, что с одной стороны, Крещение – это Таинство, вводящее в Церковь, и, безусловно, не могут совершаться другие Таинства, если не произошло усыновления и приобщения к избранному народу Божьему – Христианской Церкви. С другой стороны, после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. И, собственно говоря, без этого Таинства никакие другие Таинства не могут быть даны. Может ли крещеный человек, но не миропомазанный, скажем, быть священником? Естественно, нет. Для того чтобы быть приобщенным ко всем другим Таинствам, тоже нужно быть миропомазанным, получить дары Святого Духа.
И в этом плане есть два церковных аспекта: христологический – вхождение в Церковь, в тело Христово, и пневматологический – действие Святого Духа. Владимир Лосский по этому поводу писал в одном из своих трудов: «Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом».
Крещение Господне. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь
Мы в Церкви получаем дары Святого Духа. И днем основания Церкви все-таки принято считать день схождения Святого Духа, а не какой-либо другой предшествующий момент. Есть интересный текст в Деяниях, согласно которому апостолы встречают неких людей. Они хотя и были крещены, даров Святого Духа не имели. Тогда апостолы возложили на них руки (возложение рук – древнейшая форма миропомазания) – и те приняли Святого Духа (Деян. 8-я глава).
Поэтому надо помнить, что для вхождения в Церковь необходимо два Таинства: Крещение и Миропомазание.
– В первые времена Крещение совершалось исключительно на Пасху. Правда ли это?
– И на другие праздники тоже, например, на Рождество Христово (Рождество и Богоявление долго были одним праздником), на Пятидесятницу. Вследствие этого вместо привычного «Святый Боже» на Литургии поется «Елицы во Христа крестистеся…»
– Еще по поводу традиций, связанных с Таинством Крещения. Обязательно нужно быть в белом, так ли это? И почему?
– Эта практика связана с представлением о прощении грехов, с очищением человека. Соответственно, уже с древности используется белая одежда, в которую облачался крещаемый.
– Кто не может стать крестным?
– Неправославный христианин, т. е. человек некрещеный или крещенный в другой конфессии. Задача восприемников – наставлять в православной вере. Было бы странным, чтобы крестным был человек, исповедующий другую веру.
– А если крещеный, но не участвует в Таинствах? Т. е. его крестили в детстве, но он не живет церковной жизнью?
– В идеале восприемник должен быть воцерковленым человеком. Но не всегда этих правил придерживаются. Зачастую, к сожалению, крестные родители отличаются отнюдь не самыми глубокими знаниями в области христианского вероучения. Но, слава Богу, в Киевской епархии, насколько мне известно, во многих приходах проводятся катехизические беседы с крестными родителями в обязательном порядке. И надо сказать, что большинство крестных родителей (90-95 %), узнав, что условием участия в Таинстве в качестве крестного родителя является прохождение такого курса в 5-10 бесед со священнослужителем, как правило, соглашаются. Это обнадеживает.
– Крестят исключительно в храме? При каких обстоятельствах можно крестить не в храме?
– По традиции крестят в храме. Можно крестить в реке, в открытом источнике. В исключительных условиях где-то в другом месте. Знаю, что в некоторых епархиях Украины есть традиция крестить на дому. Но я не сторонник такой практики по одной простой причине: Крещение связано с наличием вещей и предметов, которые использовались при Таинстве – та же самая вода. И в храме есть специальные места для таких предметов.
В домах, квартирах практически невозможно это сделать без опасения, что будет нарушено элементарное благоговейное отношение к таким вещам. Ну не выльешь же воду после Крещения в огород или в ванную… Поэтому, по моему мнению, Крещение нужно совершать в храме