«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (он женился на Семирамиде Аппиани) и принадлежала роду Медичи до 1743 года. В 1815 году «Весна» оказалась в запасниках Уффици, где ее засунули куда подальше на целых 100 лет. Только век спустя в ней таки разглядели шедевр. Картина была представлена в основной коллекции галереи и снискала невероятные популярность и славу.
Для того, чтобы правильно понять картину, нужно мысленно разделить ее на 3 части и читать справа налево. Правая часть состоит из трёх персонажей, олицетворяющих первый весенний месяц МАРТ.
1. ЗЕФИР. Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны, поэтому с него и начинается прочтение полотна. Он единственный страшненький герой картины, и это неслучайно. Этот ветер был для греков малоприятным, он приносил дожди и даже бури, поэтому Зефира не слишком-то жаловали. Но и сам Зефир был тот еще фрукт. Он не слишком церемонился не только с людьми, но и с божествами. Приглянулась ему нимфа Хлорида, отвечающая за цветы, и все, уже не отвертеться.
2. ХЛОРИДА. Так вот, Зефир насильно сделал Хлориду своей женой, а в качестве компенсации морального вреда превратил ее из простенькой нимфы богиней растительности Флорой.
3. ВЕСНА, она же ФЛОРА. Флора не сильно переживала из-за того, что вышла замуж насильно. В конце-концов, и муж есть, и власть какая. Это тебе не за цветочки отвечать. Платье ее расшито васильками (символ приветливости и добродушия). Венок состоит из земляники (символ нежности), ромашки (символ верности) и лютиков (символ богатства). Флора разбрасывает розы в традиции роскошных флорентийских свадеб (отсылка к заказчику).
Следующие пять персонажей составляют второй весенний месяц АПРЕЛЬ.
4. ВЕНЕРА. Эта богиня отвечала не только за любовь, но еще и за плодородие и процветание (весьма широкие полномочия). Голова ее покрыта фатой замужней женщины, а сама она немножко беременная. Изображена богиня именно в апреле не просто так. Древние римляне отмечали праздник в честь Венеры именно в этом месяце.
5. АМУР. Постоянный спутник Венеры особенно активен именно весной. Он стреляет своими стрелами направо и налево без разбора. Любовь слепа – у Амура завязаны глаза.
6. ГРАЦИИ. А попадет Амур скорее всего в среднюю Грацию, которая как раз засмотрелась на паренька слева. Грации – богини изящества, прелести и красоты, служившие художникам и даровавшие им вдохновение. Они олицетворяют начало жизни.
Последний месяц МАЙ олицетворяет последний крайний слева персонаж.
7. МЕРКУРИЙ. Бог торговли помогает Весне, разгоняя жезлом тучи. Приплели его сюда очевидно из-за матери – плеяды Майи. В её честь древние римляне назвали этот месяц «Май». Считалось, что Майя покровительствует урожаю. Но почему бы тогда не изобразить ее вместо Меркурия?
Немного андроцентризм. Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего цикла, ведь весна – это зарождение жизни, а без мужчин в этом процессе никак (ну в те времена так точно). Именно поэтому художник изобразил всех женщин на картине беременными – весной надо успеть заложить начало плодородию.
Немного исторического контекста. Некоторые искусствоведы считают, что Боттичелли изобразил в образе Меркурия Лоренцо ди Пьерфранческо, а в образе центральной грации, смотрящей на него, – его супругу Семирамиду Аппиани. Другие видят в образе Меркурия самого заказчика Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Особо рьяные утверждают, что в образе Амура Боттичелли изобразил самого себя.
Христианская тематика. Куда ж без нее в эпоху-то Возрождения. Венера подозрительно похожа на Мадонну. Жестом руки она благословляет изображенных на картине персонажей. Правая часть полотна в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – к богу. Другая версия рассматривает сюжет полотна как три этапа жизненного пути: вхождение в мир (март), путешествие по саду (апрель) и исход на небеса (май).Об этом косвенно говорят и позы персонажей: Зефир стремится вниз, как бы спускаясь с небес, а Меркурий воздевает руку к небесам.
Другие символы плодородия. В целом вся картина является гимном плодородия и изобилия. Над головами персонажей цветет и плодоносит одновременно апельсиновое дерево, а под ногами – причудливый ковер из множества реально существующих цветов. Искусствоведы насчитали до 500 видов уникальных растений.