Найти тему
touch of ART

«Весна» Сандро Боттичелли, или тусовка богов

Сандро Боттичелли. «Весна», 1482
Сандро Боттичелли. «Весна», 1482

«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (он женился на Семирамиде Аппиани) и принадлежала роду Медичи до 1743 года. В 1815 году «Весна» оказалась в запасниках Уффици, где ее засунули куда подальше на целых 100 лет. Только век спустя в ней таки разглядели шедевр. Картина была представлена в основной коллекции галереи и снискала невероятные популярность и славу.

Сандро Боттичелли. «Весна» с расшифровкой, 1482
Сандро Боттичелли. «Весна» с расшифровкой, 1482

Для того, чтобы правильно понять картину, нужно мысленно разделить ее на 3 части и читать справа налево. Правая часть состоит из трёх персонажей, олицетворяющих первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР. Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны, поэтому с него и начинается прочтение полотна. Он единственный страшненький герой картины, и это неслучайно. Этот ветер был для греков малоприятным, он приносил дожди и даже бури, поэтому Зефира не слишком-то жаловали. Но и сам Зефир был тот еще фрукт. Он не слишком церемонился не только с людьми, но и с божествами. Приглянулась ему нимфа Хлорида, отвечающая за цветы, и все, уже не отвертеться.

2. ХЛОРИДА. Так вот, Зефир насильно сделал Хлориду своей женой, а в качестве компенсации морального вреда превратил ее из простенькой нимфы богиней растительности Флорой.

3. ВЕСНА, она же ФЛОРА. Флора не сильно переживала из-за того, что вышла замуж насильно. В конце-концов, и муж есть, и власть какая. Это тебе не за цветочки отвечать. Платье ее расшито васильками (символ приветливости и добродушия). Венок состоит из земляники (символ нежности), ромашки (символ верности) и лютиков (символ богатства). Флора разбрасывает розы в традиции роскошных флорентийских свадеб (отсылка к заказчику).

Следующие пять персонажей составляют второй весенний месяц АПРЕЛЬ.

4. ВЕНЕРА. Эта богиня отвечала не только за любовь, но еще и за плодородие и процветание (весьма широкие полномочия). Голова ее покрыта фатой замужней женщины, а сама она немножко беременная. Изображена богиня именно в апреле не просто так. Древние римляне отмечали праздник в честь Венеры именно в этом месяце.

5. АМУР. Постоянный спутник Венеры особенно активен именно весной. Он стреляет своими стрелами направо и налево без разбора. Любовь слепа – у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ. А попадет Амур скорее всего в среднюю Грацию, которая как раз засмотрелась на паренька слева. Грации – богини изящества, прелести и красоты, служившие художникам и даровавшие им вдохновение. Они олицетворяют начало жизни.

Последний месяц МАЙ олицетворяет последний крайний слева персонаж.

7. МЕРКУРИЙ. Бог торговли помогает Весне, разгоняя жезлом тучи. Приплели его сюда очевидно из-за матери – плеяды Майи. В её честь древние римляне назвали этот месяц «Май». Считалось, что Майя покровительствует урожаю. Но почему бы тогда не изобразить ее вместо Меркурия?

Немного андроцентризм. Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего цикла, ведь весна – это зарождение жизни, а без мужчин в этом процессе никак (ну в те времена так точно). Именно поэтому художник изобразил всех женщин на картине беременными – весной надо успеть заложить начало плодородию.

Немного исторического контекста. Некоторые искусствоведы считают, что Боттичелли изобразил в образе Меркурия Лоренцо ди Пьерфранческо, а в образе центральной грации, смотрящей на него, – его супругу Семирамиду Аппиани. Другие видят в образе Меркурия самого заказчика Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Особо рьяные утверждают, что в образе Амура Боттичелли изобразил самого себя.

Христианская тематика. Куда ж без нее в эпоху-то Возрождения. Венера подозрительно похожа на Мадонну. Жестом руки она благословляет изображенных на картине персонажей. Правая часть полотна в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – к богу. Другая версия рассматривает сюжет полотна как три этапа жизненного пути: вхождение в мир (март), путешествие по саду (апрель) и исход на небеса (май).Об этом косвенно говорят и позы персонажей: Зефир стремится вниз, как бы спускаясь с небес, а Меркурий воздевает руку к небесам.

Другие символы плодородия. В целом вся картина является гимном плодородия и изобилия. Над головами персонажей цветет и плодоносит одновременно апельсиновое дерево, а под ногами – причудливый ковер из множества реально существующих цветов. Искусствоведы насчитали до 500 видов уникальных растений.