Выпущенная массовой серией моторное орудие 102/35 не стало решением проблемы ПВО, получилась отличная САУ, но как ЗСУ система имела множество недостатков и практические как зенитка не использовалась. Но задача осталась и Gio. Ansaldo & C. подготовило новое решение, уже на базе мощной полевой пушки Сannone 105/29. О системе Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C материалы в этой статье.
Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C/Моторное орудие 105/29 противовоздушное на шасси SPA 9000C
Страна: Италия
Год производства: 1916-1917
Производитель: Gio. Ansaldo & C./шасси Società Piemontese Automobili = SPA
Кол-во: 12
Вооружение: Cannone 105/29 Mod. 1914
Шасси: SPA 9000C
Размеры: 5240х2000х4100 кг
Боевая масса: 6900 кг
Бронирование: 4-6 мм
Двигатель: 35 л.с., 5670 см3
Расчет: 8
Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 12. Autocannone da 102/35 su Fiat 634N1. Старая пушка на новом шасси в песках Африки.
Артиллерийская система Autocannone da 102/35 su SPA 9000C создавалась на базе корабельной пушки и изначально была ориентирована на применение в качестве зенитной, подобно 75-77-мм системам французского, немецкого и итальянского производства. Но самая мощная пушка 102/35 после установки на шасси грузовика СПА9000С сразу потеряла все свои преимущества как средство ПВО. Угол вертикальной и горизонтальной наводки был сильно ограничен из-за конструктивных решений и расположения оси вращения пушки перед задней осью машины и наличия раздвижных станин с сошниками. То что было преимуществом на постоянной позиции или на эсминце - высокая мощность, стало недостатком на автомобильном шасси. В итоге Autocannone da 102/35 su SPA 9000C стали лучшим средством поддержки "Верховного главнокомандования", а для ПВО начали проектировать новую систему.
К 1914 году итальянские производители орудий набили руку в адаптации лицензионной артиллерии под свои нужды. У них отсутствовал опыт по созданию качественных стволов и затворов, зато все остальное делать они умели неплохо, опираясь на традиционную для итальянского машиностроения изобретательность. Покупая лицензии у Круппа, Виккерса и Шнейдера итальянские фирмы, такие как Ансальдо или Арсенал в Неаполе, на базе ствольных групп производили различные варианты пушек. Для разработки новой зенитной пушки в Генуе на заводе Gio. Ansaldo & C взяли мощную 105-мм лицензионную пушку Cannone da 105/28 Modello 1913 и модернизировали ее для задач ПВО. Пушка была установлена на тумбу, что обеспечило ей круговой обстрел и углы вертикальной наводки от 0 до 78 градусов.
Прежде чем стать итальянской зенитной пушкой 105-мм проделало сложным путь из России через Францию до Италии. Корни этой системы растут на Путиловском заводе в Санкт Петербурге со 107-мм пушки, разрабатывавшейся для Российской императорской армии. 107-мм было традиционным калибром тяжелых пушек российской полевой артиллерии, и, после "артиллерийской революции" конца 19-го века, на Путиловском заводе именно в этом калибре начали разработку новой пушки, используя опыт полученный при разработке 3-х дюймовых пушек. В ходе подковерной игры, в частности создания синдиката Путиловский завод - Шнайдер, французская компания получила доступ к российскому рынку и "право первой ночи" на поставки новых артиллерийских систем в РИА, в чем принимал участие и единственный на начало второго десятилетия 20-го века частный артиллерийский завод - Путиловский. Несмотря на то, что у французов был интерес исключительно к продаже своих пушек российской армии, ознакомившись с проектами самого Путиловского завода, их заинтересовал проект 107-мм для противобатарейной борьбы. Французские конструктора приняли участие в конструировании и в итоге получилась одна из лучших пушек начала войны - 42-линейная полевая тяжёлая пушка образца 1910 года.
Производство орудия началось не только на Путиловском, но и на Обуховском заводах в Санкт-Петербурге. По своим данным это была одна из лучших пушек Первой мировой. Даже в пехотном варианте максимальный угол возвышения был 37 градусов. Пушка была относительно легкой - 2172 кг. Снаряд массой 16,4 выстреливался со скоростью до 630 м/с на расстояние 12,5 км. 107-мм орудия стали одним из лучших средств контрбатарейной стрельбы. А у бронированных боевых машин против 107-мм пушки не было ни одного шанса.
На базе решений, использованных при разработке пушки для России, Schneider et Cie начала производство собственной пушки, получившей обозначение Сanon de 105 mle 1913 Schneider или L 13 S. Французские военные поначалу в резкой форме отказались рассматривать эту систему, полагая, что для будущей маневренной войны калибра 75-мм будет вполне достаточно и нет необходимости в более тяжёлых орудиях. Тем не менее, имея богатый опыт убеждения "покупателя" фирма Шнайдер довела систему до постановки на вооружение в 1913 году.
По сравнению с вариантом для российской армии орудие имело усиленный лафет и щит большей толщины, что увеличило массу пушки до 2650 кг в походном положении. С другой стороны это позволило увеличить скорость возки пушки до 10 км/час по сравнению с 5 км/час и использовать для этого механические тягачи. Скорострельность орудия составляла около 4 выстрелов в минуту. На всидку отличить французскую систему от российской можно по наличию спереди справа от ствола маховичка и числом "спиц" в колесе - в российском варианте их 12, во французском - 14.
Именно у Schneider et Cie генуэзская фирма Gio. Ansaldo & C. приобрела лицензию на 105-мм орудие и наладила выпуск уже для итальянской королевской армии. В Италии пушка получила обозначение Cannone da 105/28 Modello 1913 и ее производство разворачивали в условиях повышенной секретности, так как в 1914-м году Итальянское королевство считалось союзником Германии, и еще только собиралось нанести удар "ножом в спину" Центральным государствам. Поступив на вооружение в 1916 году пушка была снята только в 1951 году, пройдя несколько этапов модернизации.
От российского и французского образцов итальянская система отличалась сложным гнутым щитом, что позволяет определять эту модификацию полевого орудия достаточно просто. В боевые части пушка начала поступать в 1916 году и по сравнению со своим прямым конкурентом австрийской 10,4-cm Schwerefeldkanone M15 была на тонну легче, но из за существенно более короткого ствола почти на 30% менее дальнобойная. Но для условий горного театра боевых действий маневренность была важнее дальнобойности, в любом случае существенно ограниченной рельефом местности.
Взяв за основу ствольную группу пушки Cannone da 105/28 Modello 1913 на фирме Ансальдо создали зенитную пушку 105/28 AV. Для создания моторного орудия на фирме в Генуе решили использовать уже испытанное для 102-мм пушек шасси SPA 9000C, постаравшись избежать недостатков системы на базе морского орудия. Вертикальная ось тумбы орудия была вынесена за заднюю ось, ч то позволило полностью использовать возможности станины для максимального угла вертикального наведения в 78 градусов. При этом угле так же было возможно заряжание унитарным боеприпасом, чему не мешала рама шасси. Для стабилизации артиллерийской системы использовались две рамы-сошника, которые при переводе моторного орудия в боевое положение опускались перед передним и за задним колесом на грунт. Оси рам располагались в базе машины. Высокий орудийный щит имел огромный вырез для возможности подъема ствола на любой угол.
Несмотря на одинаковое шасси зенитные установки на базе "путиловской" пушки и "морского орудия" систему Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C можно отличить по оригинальной системе стабилизации из двух рам, нижнему расположению откатных механизмов и большому вырезу в щите.
В сентябре 1916 года были изготовлены первые моторные орудия Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C. Темп производства определялся поставками шасси, которые шли и на вооружение под гораздо более массовое 102-мм моторное орудие и для постройки вспомогательных машин и машин для перевозки снарядов. К концу января 1917 года было выпущено уже восемь, всего было произведено двенадцать единиц. После обучения личного состава в августе 1917 года из них сформировали три автомобильные артиллерийские батареи - 361a, 362a и 363a, включенные в состав 23-й тяжёлой полевой группировки. Моторные орудия 105/29 AV su SPA 9000C использовались как средство ПВО, но так как на итало-австрийском гораздо важнее была поддержка пехоты, их активно использовали и в качестве САУ.
Использования полевого орудия в качестве средства ПВО сразу было временным решением, и срезу после окончания войны у мобильных орудий Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C не оставалось никаких перспектив 23 марта 1919 года все три батареи расформировали, а орудийную часть отправили на переделку в полевые системы.
Эта статья из цикла об итальянских автопушках - Autocannone , за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующая статья цикла будет здесь - Iтальянские автопушки. Часть 14. Autocannone 40/39 da Vickers su Itala X. Итальянский вариант скорострельной ЗСУ.
Источник:
Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО
LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com
Batailles & Blindes 40
http://derela.pl/105mm_wz13_wz29_schneider.htm