Найти тему
Remont1969

Iтальянские автопушки. Часть 13. Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C. Путиловская пушка на итальянской службе.

Выпущенная массовой серией моторное орудие 102/35 не стало решением проблемы ПВО, получилась отличная САУ, но как ЗСУ система имела множество недостатков и практические как зенитка не использовалась. Но задача осталась и Gio. Ansaldo & C. подготовило новое решение, уже на базе мощной полевой пушки Сannone 105/29. О системе Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C материалы в этой статье.

Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C/Моторное орудие 105/29 противовоздушное на шасси SPA 9000C

Страна: Италия

Год производства: 1916-1917

Производитель: Gio. Ansaldo & C./шасси Società Piemontese Automobili = SPA

Кол-во: 12

Вооружение: Cannone 105/29 Mod. 1914

Шасси: SPA 9000C

Размеры: 5240х2000х4100 кг

Боевая масса: 6900 кг

Бронирование: 4-6 мм

Двигатель: 35 л.с., 5670 см3

Расчет: 8

Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 12. Autocannone da 102/35 su Fiat 634N1. Старая пушка на новом шасси в песках Африки.

Артиллерийская система Autocannone da 102/35 su SPA 9000C создавалась на базе корабельной пушки и изначально была ориентирована на применение в качестве зенитной, подобно 75-77-мм системам французского, немецкого и итальянского производства. Но самая мощная пушка 102/35 после установки на шасси грузовика СПА9000С сразу потеряла все свои преимущества как средство ПВО. Угол вертикальной и горизонтальной наводки был сильно ограничен из-за конструктивных решений и расположения оси вращения пушки перед задней осью машины и наличия раздвижных станин с сошниками. То что было преимуществом на постоянной позиции или на эсминце - высокая мощность, стало недостатком на автомобильном шасси. В итоге Autocannone da 102/35 su SPA 9000C стали лучшим средством поддержки "Верховного главнокомандования", а для ПВО начали проектировать новую систему.

Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.
Autocannone da 102/35 su SPA 9000C.

К 1914 году итальянские производители орудий набили руку в адаптации лицензионной артиллерии под свои нужды. У них отсутствовал опыт по созданию качественных стволов и затворов, зато все остальное делать они умели неплохо, опираясь на традиционную для итальянского машиностроения изобретательность. Покупая лицензии у Круппа, Виккерса и Шнейдера итальянские фирмы, такие как Ансальдо или Арсенал в Неаполе, на базе ствольных групп производили различные варианты пушек. Для разработки новой зенитной пушки в Генуе на заводе Gio. Ansaldo & C взяли мощную 105-мм лицензионную пушку Cannone da 105/28 Modello 1913 и модернизировали ее для задач ПВО. Пушка была установлена на тумбу, что обеспечило ей круговой обстрел и углы вертикальной наводки от 0 до 78 градусов.

Cannone da 105/28 Modello 1913
Cannone da 105/28 Modello 1913

Прежде чем стать итальянской зенитной пушкой 105-мм проделало сложным путь из России через Францию до Италии. Корни этой системы растут на Путиловском заводе в Санкт Петербурге со 107-мм пушки, разрабатывавшейся для Российской императорской армии. 107-мм было традиционным калибром тяжелых пушек российской полевой артиллерии, и, после "артиллерийской революции" конца 19-го века, на Путиловском заводе именно в этом калибре начали разработку новой пушки, используя опыт полученный при разработке 3-х дюймовых пушек. В ходе подковерной игры, в частности создания синдиката Путиловский завод - Шнайдер, французская компания получила доступ к российскому рынку и "право первой ночи" на поставки новых артиллерийских систем в РИА, в чем принимал участие и единственный на начало второго десятилетия 20-го века частный артиллерийский завод - Путиловский. Несмотря на то, что у французов был интерес исключительно к продаже своих пушек российской армии, ознакомившись с проектами самого Путиловского завода, их заинтересовал проект 107-мм для противобатарейной борьбы. Французские конструктора приняли участие в конструировании и в итоге получилась одна из лучших пушек начала войны - 42-линейная полевая тяжёлая пушка образца 1910 года.

-4

Производство орудия началось не только на Путиловском, но и на Обуховском заводах в Санкт-Петербурге. По своим данным это была одна из лучших пушек Первой мировой. Даже в пехотном варианте максимальный угол возвышения был 37 градусов. Пушка была относительно легкой - 2172 кг. Снаряд массой 16,4 выстреливался со скоростью до 630 м/с на расстояние 12,5 км. 107-мм орудия стали одним из лучших средств контрбатарейной стрельбы. А у бронированных боевых машин против 107-мм пушки не было ни одного шанса.

-5

На базе решений, использованных при разработке пушки для России, Schneider et Cie начала производство собственной пушки, получившей обозначение Сanon de 105 mle 1913 Schneider или L 13 S. Французские военные поначалу в резкой форме отказались рассматривать эту систему, полагая, что для будущей маневренной войны калибра 75-мм будет вполне достаточно и нет необходимости в более тяжёлых орудиях. Тем не менее, имея богатый опыт убеждения "покупателя" фирма Шнайдер довела систему до постановки на вооружение в 1913 году.

-6

По сравнению с вариантом для российской армии орудие имело усиленный лафет и щит большей толщины, что увеличило массу пушки до 2650 кг в походном положении. С другой стороны это позволило увеличить скорость возки пушки до 10 км/час по сравнению с 5 км/час и использовать для этого механические тягачи. Скорострельность орудия составляла около 4 выстрелов в минуту. На всидку отличить французскую систему от российской можно по наличию спереди справа от ствола маховичка и числом "спиц" в колесе - в российском варианте их 12, во французском - 14.

-7

Именно у Schneider et Cie генуэзская фирма Gio. Ansaldo & C. приобрела лицензию на 105-мм орудие и наладила выпуск уже для итальянской королевской армии. В Италии пушка получила обозначение Cannone da 105/28 Modello 1913 и ее производство разворачивали в условиях повышенной секретности, так как в 1914-м году Итальянское королевство считалось союзником Германии, и еще только собиралось нанести удар "ножом в спину" Центральным государствам. Поступив на вооружение в 1916 году пушка была снята только в 1951 году, пройдя несколько этапов модернизации.

-8

От российского и французского образцов итальянская система отличалась сложным гнутым щитом, что позволяет определять эту модификацию полевого орудия достаточно просто. В боевые части пушка начала поступать в 1916 году и по сравнению со своим прямым конкурентом австрийской 10,4-cm Schwerefeldkanone M15 была на тонну легче, но из за существенно более короткого ствола почти на 30% менее дальнобойная. Но для условий горного театра боевых действий маневренность была важнее дальнобойности, в любом случае существенно ограниченной рельефом местности.

-9

Взяв за основу ствольную группу пушки Cannone da 105/28 Modello 1913 на фирме Ансальдо создали зенитную пушку 105/28 AV. Для создания моторного орудия на фирме в Генуе решили использовать уже испытанное для 102-мм пушек шасси SPA 9000C, постаравшись избежать недостатков системы на базе морского орудия. Вертикальная ось тумбы орудия была вынесена за заднюю ось, ч то позволило полностью использовать возможности станины для максимального угла вертикального наведения в 78 градусов. При этом угле так же было возможно заряжание унитарным боеприпасом, чему не мешала рама шасси. Для стабилизации артиллерийской системы использовались две рамы-сошника, которые при переводе моторного орудия в боевое положение опускались перед передним и за задним колесом на грунт. Оси рам располагались в базе машины. Высокий орудийный щит имел огромный вырез для возможности подъема ствола на любой угол.

Несмотря на одинаковое шасси зенитные установки на базе "путиловской" пушки и "морского орудия" систему Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C можно отличить по оригинальной системе стабилизации из двух рам, нижнему расположению откатных механизмов и большому вырезу в щите.
-10

В сентябре 1916 года были изготовлены первые моторные орудия Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C. Темп производства определялся поставками шасси, которые шли и на вооружение под гораздо более массовое 102-мм моторное орудие и для постройки вспомогательных машин и машин для перевозки снарядов. К концу января 1917 года было выпущено уже восемь, всего было произведено двенадцать единиц. После обучения личного состава в августе 1917 года из них сформировали три автомобильные артиллерийские батареи - 361a, 362a и 363a, включенные в состав 23-й тяжёлой полевой группировки. Моторные орудия 105/29 AV su SPA 9000C использовались как средство ПВО, но так как на итало-австрийском гораздо важнее была поддержка пехоты, их активно использовали и в качестве САУ.

-11

Использования полевого орудия в качестве средства ПВО сразу было временным решением, и срезу после окончания войны у мобильных орудий Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C не оставалось никаких перспектив 23 марта 1919 года все три батареи расформировали, а орудийную часть отправили на переделку в полевые системы.

-12

Эта статья из цикла об итальянских автопушках - Autocannone , за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующая статья цикла будет здесь - Iтальянские автопушки. Часть 14. Autocannone 40/39 da Vickers su Itala X. Итальянский вариант скорострельной ЗСУ.

Источник:

Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com

Batailles & Blindes 40

http://derela.pl/105mm_wz13_wz29_schneider.htm