Найти в Дзене
Луганский

Венский акционизм. Самый отвратительный авангардизм на Земле

«Если xочешь убежать от ужаса, погрузись в него». Жан Жене, французский писатель
Перед началом, сразу хочу оговорится что статью не рекомендуется читать лицам не достигшем 18 лет, беременным, и слишком впечатлительным людям.

«Если xочешь убежать от ужаса, погрузись в него». Жан Жене, французский писатель

Перед началом, сразу хочу оговорится что статью не рекомендуется читать лицам не достигшем 18 лет, беременным, и слишком впечатлительным людям.

Возьмем, к примеру, эту самую Австрию. Что она такое есть с точки зрения вклада в мировое культурное достояние? Вальс, опера, небольшая стайка Штраусов и кофе по-венски. Все очень хорошо, качественно и благопристойно. Ну, правда, был у них там, естественно, свой очень эротичный модерн, развивавшийся под местным брендом «сецессион», был еще очень неплохой, несколько нервный экспрессионизм.

Акция Германа Ништа
Акция Германа Ништа

Не могу удержаться, чтобы не привести описание совершенно уж отвратительной акции Германа Нитша: «Голый человек с забинтованными глазами лежит на спине, в разведенных руках держа концы веревки, обхватывающей его половые органы. На них вываливают кучу кишок, и он долго месит их с видимым удовольствием. Нитш поливает это месиво ведрами крови и время от времени поит ею актера. Затем актера уносят на носилках под какофонический шум, сменяющийся чарующей скрипичной пьесой.»

(Я оставлю эту часть без фото по многим причинам)

Вот вся эта отвратительная гадость и есть венский акционизм. Больше сорока лет, со времен экспрессионизма до начала 60-х годов, ничего серьезного авангардистского из Австрии не вылетало. Но за эти сорок лет мир хорошо узнал одного австрийца – Адольфа Шикельгрубера, а на территории Австрии успело успешно поработать государственное предприятие под названием «Гузен», в просторечии – Маутхаузен. Ну, и были всякие сопровождающие фоновые явления – нацизм, война, оккупация. В этом месте, подозреваю, у многих возникает вопрос - и что же, кроме географии, связывает эти трагические факты истории с продемонстрированными тут мерзостями, творимыми кучкой ненормальный маргиналов? Однако – связывает.

Венский акционизм – это, прежде всего, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер и Гюнтер Брус. У всех у них, кроме Мюля, было тяжелое военное детство – Мюль был старше и у была тяжелая военная юность. И опыт этот стал, наверное, самым главным и мощным в их жизни.

Акция Отто Мюль
Акция Отто Мюль

Отто Мюль скандализировал публику через самое чувствительное – через секс.

Он устраивал публичные оргии, где эрос через насилие соединялся со своим вечным спутником – танатосом. Что он выделывал – это можно посмотреть в фильме Душана Макавеева «Сладкий фильм» (Sweet movie). Там снята коммуна Мюля, и сцены – отнюдь не постановочные.

Понятно, что всякого рода правоохранительные органы пройти мимо всей этой бурной деятельности никак не могли. И не проходили. Как, в самом деле, пройти мимо, если Брус мастурбирует под флагом Австрийской республики во время исполнения государственного гимна? В гробу они, органы, видали всякие тонкие логические операции типа дефиниций, призванные определить, почему все проделанное является осквернением государственных символов. И Бруса посадили на шесть месяцев. Не зверство, конечно, не в Маутхазен же. Ну, и другие акционисты периодически огребали небольшие сроки. Единственный, кто получил реальный срок – восемь лет – это был Мюль. Ну, так его в растлении малолетних обвинили. Темное там дело было. Таким образом, жизнь продолжала творческую практику венских акционистов – она продолжала насилие в отношении тела.