Найти в Дзене

Изобразительное искусство ІІІ Рейха. Редкие фотографии.

«Крестьянская семья из Калленберга» Адольфа Висселя была любимой картиной Адольфа Гитлера.
Третий Рейх – это империя, в которой надрациональное полностью подчинило себе рациональное, диктуя ему свои цели, и используя его как инструмент. Своеобразная, до сих пор завораживающая эстетика национал-социализма, в которой выражала себя надрациональная сила этого движения, была не менее мощной, чем
«Крестьянская семья из Калленберга» Адольфа Висселя была любимой картиной Адольфа Гитлера.
«Крестьянская семья из Калленберга» Адольфа Висселя была любимой картиной Адольфа Гитлера.

Третий Рейх – это империя, в которой надрациональное полностью подчинило себе рациональное, диктуя ему свои цели, и используя его как инструмент. Своеобразная, до сих пор завораживающая эстетика национал-социализма, в которой выражала себя надрациональная сила этого движения, была не менее мощной, чем танковые колонны вермахта. И то, что, впервые за всю мировую историю, художник стал во главе многомиллионного народа, позволило искусству выразить себя в неожиданной и даже невозможной для себя форме – идеологии, политике и государстве.

Караул СС у здания новой имперской канцелярии в Берлине.
Караул СС у здания новой имперской канцелярии в Берлине.

По своим самоощущениям Гитлер став политиком мирового уровня оставался художником в душе. Он горел желаниям переустроить не только Германию, но и весь мир в соответствии со своими представлениями о прекрасном и гармоничном. Даже при занятости неотложными государственными делами он постоянно находил время для долгих разговоров об архитектуре. Когда его мучила бессонница, он часто рисовал по ночам планы или эскизы. В частной беседе фюрер как-то сказал: «Войны начинаются и кончаются. Остаются лишь сокровища культуры. Отсюда моя любовь к искусству. Музыка, архитектура – разве это не те силы, которые указывают путь грядущим поколениям?»

Герман Отто Хойер. Коричневорубашечник в уличной битве 1934 год.
Герман Отто Хойер. Коричневорубашечник в уличной битве 1934 год.

Даже сейчас, когда материальная мощь Третьего Рейха превратилась в пыль, эстетика национал-социализма продолжает откладывать отпечаток на сознание людей, внедряя в него свои образы и смыслы.

Вильгельм Хемпфинг Девушка у кромки воды. 1942 год.
Вильгельм Хемпфинг Девушка у кромки воды. 1942 год.

Во-первых, искусство рассматривалось национал-социализмом в качестве психо-эстетического средства, при помощи которого власть непрерывно активировала коллективную силу немецкого народа, проявляющую себя в труде, творчестве, самосовершенствовании, национальной сплочённости, самопожертвовании и пр. Будучи художником, Гитлер прекрасно понимал силу искусства, способного воздействовать на души людей и соответствующим образом их преображать.

Адольф Циглер - Четыре элемента Огонь, Вода, Земля и Воздух, 1937 год.
Адольф Циглер - Четыре элемента Огонь, Вода, Земля и Воздух, 1937 год.
Хуберт Ланцингер Гитлер-знаменосец 1934-1936 годы.
Хуберт Ланцингер Гитлер-знаменосец 1934-1936 годы.

Во-вторых, для германского национал-социализма, искусство было эстетическим способом создания некоего духовного, интеллектуального, телесного и культурного эталона «арийца» (немецкого сверхчеловека). Все формы и проявления искусства Третьего Рейха были направлены на формирование образа «арийца», чьё совершенство и культивируемая привлекательность заставляли народ (особенно детей и подростков) этому образу соответствовать. Иначе говоря, при помощи искусства (и не только искусства), национал-социалистская партия германии последовательно и методично создавала нового человека, максимально приближенного к идеальному образу абсолютно совершенного немца.

Адольф Виссель. Крестьянка 1938 год.
Адольф Виссель. Крестьянка 1938 год.

В-третьих, для национал-социализма искусство было одним из способов наглядной и эффективной демонстрации мощи, величия, грандиозности и исторической перспективы немецкой нации и Третьего Рейха. Гитлер строил национал-социалистскую Германию с расчётом на то, что даже её руины будут вызывать в человеческих душах благоговение и трепет.

Зепп Хильц. Батраки.
Зепп Хильц. Батраки.

Архитектурной демонстрацией грандиозности германской нации и Третьего Рейха, к примеру, могла стать реализация плана т.н. «Большого кольца». Это кольцо представляло собой ряд фундаментальных, высотных построек в виде мавзолеев и храмов, сооружённых по окружности гигантского кольца, растянувшегося от Норвегии до Африки и от Атлантического океана до Советского Союза. Эти циклопические сооружения, охватывающие огромное пространство, должны были демонстрировать масштаб и величие «германской силы и порядка».

Рудольф Айзенменгер. Возвращение Австрии 1938 год.
Рудольф Айзенменгер. Возвращение Австрии 1938 год.

Гитлер не раз заявлял, что памятники арийского искусства «являются могучим свидетельством сил нового немецкого явления в культурно-политической области». Фюрер исходил из того, что всё созданное германской культурой должно приводить в трепет и восхищение любого человека не только сейчас, но и спустя тысячелетия. В связи с этим он любил повторять: «я строю навеки». Амбиции национал-социализма были грандиозны и измерялись не масштабами Германии и какими-то ближайшими 30-50 годами, а всем миром и вечностью. И этим амбициям должно было служить искусство.

Удо Вендель. Художественный журнал.
Удо Вендель. Художественный журнал.

«...Так как мы думаем о вечности Империи, - говорил Гитлер, - (а мы можем рассчитывать так далеко в человеческом измерении), произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».

Герхард Кайль. Физкультурники.
Герхард Кайль. Физкультурники.

Рассуждения об искусстве составляли одну из излюбленных тем в речах и разговорах Адольфа Гитлера. Он считал, что германское искусство должно как по своему содержанию, так и по форме выражать идею «народности», оно должно следовать традициям и, во всяком случае, не выходить за их пределы. Почти всю линию развития нового искусства, начиная с импрессионистов, Гитлер решительно отрицал, и все, что хотя бы отдаленно напоминало какое-либо течение авангардизма (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.п.), вызывало с его стороны даже не критику, но резкое и принципиальное отторжение.

Герхард Кайль. Физкультурницы.
Герхард Кайль. Физкультурницы.

Если учитывать вышеизложенную концепцию искусства Третьего Рейха, вполне естественным выглядит использование ею античности в качестве эстетического эталона. Национал-социализм в своей исторической перспективе ориентировался на политический и культурный стиль именно классической античности, с её глубиной, масштабом и идеальным совершенством форм. Наверное, именно поэтому в национал-социалистском искусстве доминировали скульптура и архитектура (наиболее выразительные и долговечные феномены культуры).

-13
-14

Новый тип человека, рождённый в труде и битвах, стал основным мотивом в изобразительном искусстве и скульптуре Третьего Рейха. Красивые, целеустремлённые, волевые лица, идеальные пропорции обнажённых тел, мощь рельефной мускулатуры превратились в эстетическую основу образа идеального арийца, символизирующего совершенного человека с точки зрения национал-социализма.

Гитлер на встрече с немецкими солдатами.
Гитлер на встрече с немецкими солдатами.

Образ этого нового человека изображался имперским искусством в непрерывной динамике, в состоянии сверхнапряжения, в превозмогании себя и обстоятельств, в утверждении своих ценностей. Особенно явственно это чувствуется в скульптурах, способных превращать заложенную в них идею в живую, непрерывно излучаемую энергетику. Новый человек Третьего Рейха – это вершитель судеб, вождь, воин и герой, вступивший в битву с судьбой и миром, готовый в этой битве победить или умереть.

-16
Большая жертва Художник: А. Рейх. 1943 год.
Большая жертва Художник: А. Рейх. 1943 год.

-18
-19
-20
-21
-22
-23