или зачем ходить в музеи и на выставки и видеть подлинники произведений.
Интернет позволяет познакомиться с мировым художественным наследием не покидая места проживания. Экранное изображение можно увеличивать, рассматривая мельчайшие детали, и это может убедить нас в том, что мы имеем верное представление о произведении. Но восприятие живописи с экрана очень обманчиво.
Теряется ощущение масштаба, маленький этюд и большое полотно уравниваются в размере. Часто пропадает фактурность. Условия освещения при фотографировании зачастую далеки от идеальных и это вызывает объяснимое желание отредактировать снимок перед его публикацией в Интернете. Многие любители живописи создают свои компиляции из чужих снимков, ещё "немного улучшая" изображения, ориентируясь на экранный вид, не учитывая параметры цветопередачи своих устройств. Таким образом в Сети появляются репродукции произведений с многоступенчатой самобытной коррекцией тональности, контрастности, насыщенности, резкости и даже геометрии.
Особенно досталось нашему соотечественнику Степану Фёдоровичу Колесникову, который после эмиграции 1920 года жил в Югославии. Многие его работы находятся в частных собраниях за рубежом и недоступны для массового зрителя, поэтому всё представление о каком-то пейзаже может быть составлено только на основании единственного снимка, который был многократно отредактирован. Ряд пейзажей попадались мне только в виде сканов полиграфического альбома с повышением контрастности и сближенным колоритом в тёплой гамме. Другие я встречал только бледном синюшном виде.
У человека, который впервые знакомится в Интернете с творчеством этого художника, может сложиться мнение, что автор был поклонником синего цвета, обладал "странным" восприятием цветовой гармонии, хорошо рисовал веточки и делал нарядные осенние пейзажи, используя открытые ярмарочные цвета предельной насыщенности, также любил наряжать однообразные женские стаффажи в фуксиновые и цикламеновые юбки.
Впервые я увидел Колесникова в оригинале в 1990 году и это была очень тонкая гуашь с лошадьми, привязанными у хаты под большим деревом. В работе было солнце и сложные рефлексы, точная, виртуозная и свободная до небрежности живопись. Те многочисленные репродукции, которые я позже встретил в Сети часто оставляли меня в недоумении из-за своей аляповатости.
Последние годы художник болел и видимо нуждался. Это объясняет многочисленные самоповторы и упрощения. На аукционах и в галереях сейчас часто выставляются небольшие этюды Степана Фёдоровича и не всегда музейного качества — с лучшими произведениями владельцы не спешат расставаться. Встречалось даже мнение, что часть последних работ, приписываемых художнику, делалась уже не им самим. В любом случае, определением подлинности будут заниматься только эксперты. Художника надо ценить за его достижения.
Попытался отыскать в сети максимально отличные по цвету репродукции отдельных работ:
Я не очень люблю эту серию композиций с людьми, но такого надругательства она не заслуживает!
Особенно впечатлил осенний масляный этюд:
Некоторые работы пострадали меньше и произошло смещение всего колорита или появилась цветная "вуаль":
После такого сравнения возникает ряд вопросов к достоверности цветопередачи странных пейзажей:
Ряд пейзажей явно написаны в одно время и это позволяет представить их реальную цветовую схему:
И лишь некоторые репродукции выглядят достоверно, особенно ахроматические:
Поэтому странно видеть у автора такое применение изумрудной зелени и чистых белил:
Мораль: лёгкие и доступные средства редактирования фотографий в руках любителей живописи при отсутствии профессиональных калиброванных мониторов оказывают плохую услугу в деле популяризации изобразительного искусства, это если не брать в расчёт, что каждое мобильное устройство ещё автоматически пытается улучшить картинку на экране.
Широко распространены "улучшенные" репродукции Хоакина Сорольи, Левитана, Репина. Крепко досталось Максфилду Пэрришу.
Особенно опасен такой изобразительный ряд для неокрепших адептов изобразительной деятельности, особенно в период формирования эстетического вкуса. Копирование таких образцов может быть губительно для дальнейшего творческого развития! Будьте осторожны!
Лучше выкладывать фотографии вообще без обработки, чем плоды такого рафинирования. И конечно никакая фотография не заменит личного зрительного контакта с оригиналом, поэтому надо ходить в музеи и на выставки!
(фотографии заимствованы из открытых источников)
#изобразительное искусство #живопись #художник #пейзаж #культура и искусство #рисование