Найти в Дзене
Виктор Масалов

«Херсон перед нами, пробьемся штыками», или как осуществить прорыв в научно – промышленной политике.

В известной песне матрос-партизан Железняк совершенно четко поставил цель по прорыву: «Херсон перед нами, пробьёмся штыкам и 10 гранат не пустяк». Но это было давно. В наше время задачу по прорывному развитию ставит уже Президент России. В своих Указах от 2012, 2018 и 2020 года он постоянно указывает на необходимость осуществления прорывного научно-технологического развития. Как можно было бы реализовать это требование в нашем городе? Можно ли это осуществить штыками, как 100 лет назад? Нельзя, нужны другие методы - нужен не штыковой, а мозговой штурм. В Санкт – Петербурге в предыдущие годы при прежнем Правительстве города прорывное развитие не осуществлялось. Причины полного игнорирования требования Президента РФ не известны.

Можно предположить, что в основе этого требования Президента по прорыву положены работы академика Глазьева С.Ю. о необходимости перехода к шестому технологическому укладу: к биотехнологиям, к нанотехнологиям, к цифровым технологиям, к искусственному интеллекту, к новому природопользованию, к новым подходам к здоровью человека.

Еще один известный автор также говорит о необходимости прорывного развития. Это Клаус Шваб, немецкий экономист, основатель Давосского форума, написал книгу «Четвертая промышленная революция» о профессиях и технологиях будущего. В их числе пересадка органов с использованием 3D-печати, сбор налогов с помощью блокчейна, новая занятость на удалённом доступе, роботизация.

Как предлагается осуществить научно – технологический прорыв именно в городском хозяйстве Санкт – Петербурга? В порядке обсуждения предлагается разработать и реализовать для этого прорывную научно – промышленную городскую политику.

Научно – промышленная политика должна базироваться на учете ряда положений. Необходимо принимать во внимание то, что экономика Санкт - Петербурга составляет несколько десятитысячных в мировом валовом внутреннем продукте (экономика города составляет 5% от экономики страны, экономика РФ составляет 2% от мировой экономики). При этом конкурировать промышленности города приходится именно с производителями на мировом рынке и совокупными ресурсами мировой экономики. Отсюда можно предположить, что беспорядочно распределять имеющиеся ресурсы города на основе конкурсных процедур по критерию минимизации затрат – это экономическая ошибка. Необходим разумный протекционизм для своей промышленности и науки. Даже в 10 раз большая чем Россия экономика Америки нарушила нормы ВТО и объявила торговые войны.

Приоритетные виды промышленной деятельности должны включать в себя предприятия и научные организации, относящиеся к пятому и шестому технологическому укладу. Второй критерий включения в приоритетный список – это технологии четвертой промышленной революции. Иными словами, нужно поддерживать существующих технологических лидеров, сохранять и развивать существующие компетенции (например, судостроение и приборостроение) и ускоренно развивать будущих лидеров нового технологического уклада (например, «Биокад»). Эти предприятия и организации необходимо выделить вплоть до кодов ОКВЭДа. Выделение этих предприятий необходимо осуществить с привлечением академической и прикладной науки, а также ведущих предприятий города. Финансировать разработку предлагается за счет бюджета города.

Благоприятная предпринимательская среда должна включать в себя льготное налогообложение, преимущество в госзакупках, субсидирование, льготное кредитование, заказ на проведение НИР и ОКР, ряд других. В научно - промышленной политике необходимо обеспечить содействие в переходе предприятий ОПК на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции в связи с сокращением объема работ по гособоронзаказу. Для загрузки мощностей, высвобождающихся при сокращении гособоронзаказа, необходим платежеспособный спрос на высокотехнологичную гражданскую продукцию, которая будет выпускаться на высвободившихся мощностях. Таким платежеспособным заказчиком могло бы стать городское хозяйство. Исторически оно отличается слабым уровнем механизации, автоматизации и роботизации выполняемых работ. Например, в ЖКХ у многих профессий основным механизмом в работе являются лопаты, метелки и тряпки, как и сотни лет назад. Наличие большого количества рабочих мест, требующих низкоквалифицированных работников, является фактором привлечения низкоквалифицированного труда из республик Средней Азии. А это создает предпосылки для снижения валового регионального продукта, так как полученные средства направляются семьям мигрантов за рубеж. Если предположить, что в городе 500 тыс. мигрантов, которые ежемесячно пересылают своим семьям 200 долларов, то в год получится, что из экономики города в другие государства выведен платежеспособный спрос в сумме порядка 90 миллиардов рублей. А это, в свою очередь, снижает платежеспособный спрос в городе и создает предпосылки для снижения валового регионального продукта. Возникает необходимость обеспечивать мигрантов услугами здравоохранения, образования. Возникают проблемы криминала, нарушается этнокультурный баланс в городе. Ухудшается рынок труда за счет развития потребности в малоквалифицированной рабочей силы. Маловероятно достижение высокотехнологичного прорыва при такой структуре рабочих мест. Для перевода городского хозяйства на механизацию, цифровизацию и роботизацию необходимо проработать возможность привлечения науки и промышленности города к изготовлению нужной городскому хозяйству продукции.

Например, с «Автогидроподъемником» необходимо проработать вопрос о производстве вышек для роботизации регулярной уборки от снега и сосулек крыш. Возможными исполнителями могут быть «Автогидроподъемник (вышки), Кировский завод (тракторы), ЦНИИ РТК (роботы). Уборка крыш должна осуществляться на регулярной основе, так же как уборка улиц. С «Импульсом» целесообразно рассмотреть возможности поставки в городское хозяйство отечественных персональных компьютеров с отечественным программным обеспечением и с отечественной элементной базой. С «Авангардом» целесообразно рассмотреть возможность поставки городскому хозяйству отечественных процессоров (Эльбрус») и приборов для обеспечения безопасности городского хозяйства. Необходимо иметь ввиду, что дистанционное нарушение электроснабжения в Венесуэле и отключение компрессоров в Газпроме вполне может быть применено для нарушения важнейших систем жизнеобеспечения в Санкт – Петербурге. С «Алмазом» целесообразно рассмотреть возможность поставки оборудования для регулярной очистки рек и каналов города. За 300 лет накопилось, наверное, много мусора. С «Кировским заводом» целесообразно рассмотреть возможность поставки всей дорожной уборочной техники. С «Электроприбором» целесообразно рассмотреть возможность поставки стабилизированных платформ для контроля угловых и линейных перемещений высотных зданий, труб, мостов, вышек. С Компрессором и Кировским заводом необходимо проработать вопрос о создании устройства для очистки дорог и тротуаров от снега и льда: снег и лед сначала раздробляются струей сжатого воздуха или воды, затем всасывается в специальный бункер и расплавляются. Необходим переход от лопаты Беглова к роботам Беглова. Дворовые территории и лестничные площадки должны поддерживаться в чистоте роботами. Вывоз мусора от дворовых накопителей в автомашины должен также осуществляться на базе робототехники. Необходимо проработать вопрос замены санитарок в больницах на робототехнические комплексы. Это только отдельные примеры возможных направлений сотрудничества города с промышленностью и наукой. Необходимо провести полное обследование возможностей научно – технического комплекса города для механизации, автоматизации и роботизации городского хозяйства. Этим можно было бы реально осуществить прорывное развитие в городском хозяйстве.

Необходимо отметить, что в бюджете города имеются средства на разработку и закупку этой продукции для технического перевооружения городского хозяйства на базе автоматизации и роботизации: объем не освоенных плановых бюджетных средств составил в 2015 году 20,7 млрд. рублей, в 2016 году – 14 млрд., в 2017 году – 19,4 млрд., в 2018 году – 18,5 млрд. руб., в 2019 году 17,1 млрд. Профицит бюджета города составил в 2013 году 13 млрд. рублей, в 2015 году – 7 млрд. рублей, в 2018 году – 10 млрд. рублей, за январь – ноябрь 2020 года – 12 млрд. рублей.

Одним из направлений загрузки высвобождающихся мощностей ОПК может стать выпуск импортозамещающей продукции. Для этого необходимо проанализировать уже произведенные импортные закупки, как организаций города, так и организаций городского хозяйства. На этой основе разработать предложения по переводу этих видов продукции на выпуск на предприятиях ОПК города.

В заключение – вишенка на торте. При разработке научно - промышленной политики желательно провести работу по осуществлению в Санкт – Петербурге хотя бы одного проекта типа мегасайенс.