Почему на роль Есенина выбрали Александра Петрова? И на каких площадках в Петербурге проходят съёмки фильма о жизни поэта?
Черновое название – «Декабрь». Именно в этом месяце 96 лет назад Есенин ушёл из жизни. Да и работа над фильмом началась 25 декабря, в Ленинградской области. Спустя месяц журналистов пустили на съёмочную площадку. Режиссёр и сценарист Клим Шипенко рассказал, что в картине не будет биографии «как по учебнику» или абсолютной исторической достоверности в костюмах. Разумеется, основные условности будут соблюдены, но на них режиссер не хочет делать акцент.
– Это интерпретация последних дней жизни Есенина. Меня вдохновило его состояние души, а не исторические факты, – объясняет Клим. – Картина ни в коей мере не является расследованием, я не претендую на историческую правду. При этом мне кажется, что фильм не будет конфликтовать с убеждениями знатоков. Он дополнит и, может быть, немного расширит их понимание фигуры поэта. В то же время я надеюсь, что те, кто не знаком с творчеством Сергея Александровича, после похода в кино обязательно захотят узнать больше о его стихах и жизни.
Режиссёр гонится за правдой не общей, а частной, личной. Хочет увидеть мир глазами затравленного, запутавшегося Есенина. Чтобы сделать глубину переживаний поэта и масштаб его фигуры понятной современному, даже не очень заинтересованному зрителю, придется «переводить» реальность прошлого на язык настоящего.
– Есть несколько достоверных записей, как сам Есенин читал стихи. Сегодня мы их слушаем и испытываем неловкость: это совсем не то, как мы представляли звучание его голоса, не то, как мы слышали в голове эти строки, – говорит Клим Шипенко. – Скорее всего, ваш личный образ Есенина не сойдётся с «оригиналом», и моя задача – сделать так, чтобы зрителю сегодняшнему было понятно, насколько Есенин был крут тогда, сто лет назад. То же можно сказать и об Айседоре Дункан. По степени известности, обожания и звёздности её можно сравнить с Мадонной 20 лет назад. При этом, если мы посмотрим записи её выступлений, подумаем: «Странно, и что все так восхищались? Носится какая-то сумасшедшая дура босиком по сцене». И мне нужно выстроить диалог с современным зрителем, транслировать тот менталитет на сегодняшнем языке.
И в этом смысле нет ничего удивительного, что Клим Шипенко выбрал на роль Сергея Есенина актёра Александра Петрова. Главного «хулигана» начала XX века сыграет главный «хулиган» начала 21-ого столетия. Кинематографический образ Петрова архетипически совпадает с фигурой Есенина в народном сознании: «весёлый озорной гуляка», сентиментальный, преданный, но в то же время бесшабашный и непростительно легкомысленный.
Но это всего лишь маска. Клим Шипенко намерен показать не Есенина-художественный образ, а Есенина человека, которого нельзя представить в отрыве от поэзии. Режиссёр уверен, что лучше Петрова эту внутреннюю драму не изобразит на экране никто. Сценариста даже не смутило внешнее несходство персонажей: на съёмках обошлись без скульптурного грима.
– Внутреннее ощущение, характер Петрова – всё это сыграло роль, – признаётся режиссёр. – Кроме того, он выглядит как человек с опытом. Есенин последние годы жил год за пять, и внешне сильно сдал, и вот у Саши есть некая потёртость, он ощущает жизненную боль, похожую на то, что происходило с Сергеем Александровичем. Если бы мне привели актёра, который идеально похож на Есенина, но при этом ему 25 лет и он ещё пороху не нюхал, я бы его не взял. Ведь мы же транслируем внутренний мир, а у такого актёра его ещё в силу возраста не может быть. Сегодняшние реалии таковы, что другого человека я просто не увидел в этой роли.
Кроме того, режиссёр доволен физической формой и навыками актёра. Многие сцены Петров выполняет самостоятельно, без каскадёра. К примеру, прыгает на подножку разогнавшегося поезда.
Клим Шипенко уже работал с Александром Петровым в фильме «Текст». Критики считают эту роль лучшей у актёра. Возможно, режиссёр смог разглядеть и раскрыть в Александре что-то новое, необычное – словом, у них есть опыт совместного творчества. А вот производство большой исторической картины с солидным бюджетом для Клима в новинку. Одних актёров массовки задействовано около 250.
Наш корреспондент побывала на съёмочной площадке на Витебском вокзале. Специально для работы перекрыли один перрон и несколько лестниц. Задекорировали витые элементы и асфальт искусственным снегом. Нашли два ретропоезда, повсюду развесили революционные плакаты и флаги. Так тщательно подготавливают каждую сцену. Из петербургских локаций на этой неделе снимать будут ещё во дворах гостиницы «Англетер» – в её пятом номере поэт по официальной версии покончил с собой.
– За несколько существующих версий есть свои «за» и «против», – рассказывает Клим Шипенко. – У каждой теории есть и доказательства, и опровержения. Эта история похожа на мистификацию убийства Кеннеди. Мне кажется, то, что Есенин покончил с собой, противоречит нашему представлению об этом человеке, не укладывается в голове, отсюда столько дискуссий и размышлений. Мы просто не хотим в это поверить, сколько бы нас не убеждали в состоятельности официальной версии. Кино – это волшебство и магия, и это фильм – сказка, пусть тёмная, но сказка.
Одну из женских ролей сыграет Кристина Асмус. Актриса не раскрыла имя своей героини, но с юмором предупредила подписчиков, что играет не Айседору Дункан.
На экраны эта тёмная, трагичная и трогательная история выйдет в конце года. Будем ждать, посмотрим и обязательно расскажем вам.