Сборник рассказов петербурженки Ксении Букши разделён на три части: Детдом, Дурдом, Конечная.
Сначала про сирот, но не так, как пишут современные журналисты, а как-то по-человечески: как рассказывают приемные матери, принятые дети, соседки по больничной палате... Собственно, они в книжке и рассказывают.
Потом про то, как люди сходят с ума, от большого ума ли, от одиночества - так ли это важно? Обнаруживаются вдруг пересечения с героями детдомовского цикла - те же имена, те же обстоятельства, та же триста шестая маршрутка. На ней передвигаются по Петербургу практически все герои сборника. Когда замечаешь это, то подзаголовки «Детдом», «Дурдом», «Конечная» начинают казаться названиями остановок.
«Конечная» - про взаимоотношения со смертью, опять как-то не в лоб, а по касательной, как будто проезжаешь мимо чьей-то смерти на этой триста шестой.
Ксения Букша рассказывает тяжелые истории безоценочно, не нагнетая и не собирая деньги на благотворительность. Иногда даёт слово самим героям, оставляя в их речи орфографические и стилистические ошибки, и избавляя её от знаков препинания. Какие уж тут знаки, когда надо высказать столько разочарований, обид, наблюдений и ожиданий...
За четыре года до этого сборника 30-летняя Ксения получила премию «Национальный бестселлер» за большой роман. Выход следующим сборника рассказов никак не назвать понижением планки. На самом деле, если опустить разбивку на подзаголовки и новеллы, получится вполне себе роман, сложится цельный пейзаж из отдельных пазлов.
И несмотря на беспросветность и отчаяние жизненных обстоятельств, книжка не ввергает в депрессию, и не "дарит надежду", как принято говорить в таких случаях.
Она, подобно маршрутке, автоматически открывает внутрь читателя какую-то важную дверь. Будьте осторожны!