Найти тему
Советское Кино и не только

Лучшие советские фильмы 1960 и 1961 года

Это четвертая часть моего проекта , посвященного 125-летию кинематографа и лучшим (на мой взгляд, конечно же) советским фильмам. Сегодня вспомним пять фильмов 1960-го и 1961-го.

14. Алёшкина любовь (1960), режиссёры Георгий Туманов и Георгий Щукин, в главной роли - Леонид Быков

Сегодня этот фильм входит в число безусловно любимых советских кинокартин (третье место среди фильмов 1960-го года), и даже странно, что он был был прохладно встречен во время премьерных показов, не войдя даже в десятку лидеров проката.

Почему? Может быть, потому, что тихая лирическая история нуждается в спокойном созерцании, и настоящая ценность её проявляется не сразу, а когда распробуешь? Не знаю...

История взросления Алёшки - и как человека, и как мужчины не может не тронуть душу любого человека, эту душу имеющего. Любовь Алёшки только кажется робкой, но в результате делает чище всех его окружающих. Мы только что, обсуждая фильм "Ты у меня одна", говорили о том, что главный герой там - ни на что не годный слизняк, но далеко не все согласились со мной в оценке Евгения Тимошина, утверждая, что он обычный и нормальный. И что, поссорившись с якобы любимой женой, нормально попрыгать в кроватке с другой.

Вы можете себе представить, чтобы Алёшка, даже и 20 лет спустя, так поступал? Я - нет. И, на мой взгляд, именно это нормально, и именно это любовь. И вот Алёшка - не слизняк.

15. Шумный день (1960), режиссёры Георгий Натансон и Анатолий Эфрос, в главных ролях Олег Табаков, Валентина Сперантова и др.

-2

Еще один великолепный фильм о становлении личности, о поиске своего пути и сложном выборе. В основу картины положена пьеса Виктора Розова "В поисках радости", и в ней, в отличие от пьесы (где почти все персонажи главные), главным героем стал Олег Савин (Олег Табаков).

Парню 15 лет, именно он становится как бы увеличительным стеклом, через которое мы наблюдаем за жизнью одной отдельно взятой семьи в один отдельно взятый день. В этот день происходят важные события, вскрываются "нарывы" межличностных отношений, что не может не оказывать влияние на тонкочувствующего Олега.

Вещи, вещи, деньги, деньги... Всё это важно, конечно. Главное, чтобы это не стало единственным смыслом жизни...

16. Сережа (1960), режиссёры - Георгий Данелия, Игорь Таланкин. В главных ролях Боря Бархатов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева

-3

Всё-таки, потрясающе советские режиссёры умели работать с детьми... И ведь для режиссёров Данелии и Таланкина это был дебютный фильм, равно как и для маленького Бори Бархатова, удивительно перевоплотившегося в мальчика Серёжу.

В жизни Серёжи появляется Коростелёв, его новый папа (Сергей Бондарчук). Отчимом этого человека назвать невозможно, он становится мальчику едва ли не более родным, чем мама. Коростелёв теперь не просто отец, он - старший товарищ, он понимает душу мальчика и помогает ему справиться со всеми бедами и проблемами, разделяет его радости и внимательно относится к желаниям.

Бондарчук, по рассказам имевших отношение к фильму, сам удивлялся - насколько маленький Боря понимает роль. Когда снимали сцену объяснения - почему Сереже не нужно ехать в Холмогоры, юный актер так смотрел, что Бондарчук не выдержал и воскликнул: "Он так на меня смотрит, что я забываю текст!"

17. Евдокия (1961), режиссёр Татьяна Лиознова, в главных ролях Людмила Хитяева и Николай Лебедев

-4

Об этой кинокартине я писал несколько дней назад, кто не видел - можно пройти по ссылке в названии фильма.

"Евдокия" (как и "Серёжа") - экранизация повести Веры Пановой, известной писательницы, по произведениям которой снято немало замечательных фильмов). Да, сюжетная история всегда важна, но ничуть не менее важно мастерство режиссёра и актеров. Татьяне Лиозновой и Людмиле Хитяевой удалось воплотить на экране образ женщины с не очень счастливой судьбой, которая нашла свое истинное счастье в усыновленных детях, а через них смогла оценить и мужа - удивительного человека, который не может не вызывать уважение.

Так уж вышло, что своих детей у Евдокии не было, но сложные двадцатые годы, унёсшие множество жизней, "подкинули" ей, одного за другим, пятерых детей. И свою душу она посвятила им, сумев не просто вырастить, но и воспитать из сирот настоящих людей.

Конечно, ничего этого не было бы, если бы не Евдоким, полюбивший её в первого взгляда и пронесший свою любовь через всю жизнь.

18. Девчата (1961), режиссёр Юрий Чулюкин, в главных ролях Надежда Румянцева и Николай Рыбников.

Задорная лирическая комедия - такая же задорная, как её главная героиня Тося, приехавшая покорять Сибирь. Тося выросла в детдоме, её взгляды и привычки порой кардинально отличаются от взглядов "домашних" людей, но девушка настолько чиста душой, что общение с ней делает лучше окружающих.

-5

Тося поселяется в рабочем общежитии, где у неё четыре соседки - все очень разные, каждая со своей историей. Некоторая неприязнь поначалу сменятся искренним желанием поддержать наивную девочку, постоянно вызывающую удивление своими неординарными поступками.

А потом оказывается, что наивная девочка обладает стальной силой воли, что невольно вызывает уважение у всех, включая "первого парня на деревне" Илью, который, неожиданно для себя, влюбился в эту маленькую и неброскую Тосю, так не похожую ни на кого.

"Девчата" для меня начались с книги Бориса Бедного, которую я прочитал еще в детстве, до того, как увидел фильм. Повесть была опубликована в роман-газете, которую мы с сестрой в итоге зачитали практически до дыр. И фильм я засмотрел "до дыр".

Продолжение следует

Полное оглавление 125 советских фильмов

А также
Лучшие фантастические фильмы (часть 1 - Полёты на Луну в ранних фильмах)

И еще постсоветское:

Часть 1. Хорошие постсоветские фильмы (92-93 гг)

Часть 2. Хорошие сериалы 90-х