Найти тему
Про Обувь

Восточная обувь от сандалий до сапог. История обуви

Оглавление

Меня всегда интересовала восточная обувь. Загнутые носы, расшитые туфли, цвета корицы, шафрана, куркумы и паприки... Этакое оптимальное сочетание функционала и красоты вместе с простотой конструкций.

А теперь предыстория... Постановка балета "Баядерка" побудила меня к написанию этой статьи. За сюжет взята история, которая происходит в XIX веке. Все костюмы и декорации созданы в лучших традициях этого времени. Охота на тигра, любовь, заговор...

Кстати, изначально я хотела назвать статью "Обувь Индии XIX века", но при написании статьи получился гораздо больший охват. Изучайте вместе со мной и делитесь своим опытом.

Загнутый нос

Вы когда-нибудь задумывались почему у восточной обуви загнутые носы? Самая распространенная версия гласит, что благодаря загнутым носа́м песок и пыль не попадают в обувь. Тогда остаётся вопрос - почему наши цари так любили восточные сапоги? Неужто на Руси было много песка и пыли? Или веяние востока так отразилось на русской моде царской эпохи?

Наверное, стоит один раз надеть, чем сто раз объяснять - в них элементарно удобно! Я примеряла, ходила, действительно комфортно. Когда ощущаешь этот плавный перекат с пятки на полупальцы и далее на носок, перед тобой открывается словно новое видение на конструкции обуви в целом.

Восточная колодка

Восточная колодка имеет нос, загнутый вверх. Как рассчитать длину припуска? Смотря какую высоту загнутого носа вы предпочтёте. Главное, не переборщить, а то будет не снять обувь с колодки со слишком загнутым носом. Важно учесть, чтобы пучки были оптимального обхвата и устойчиво стояли, не проскальзывали вперёд. Длина стопы относительно длины следа колодки отличается от обычной. Допускается немного "загибать" большой палец, но не сильно (как в обычном проектировании колодок - на 1 см от поверхности). Сравните две колодки:

Заметили, что первая колодка более пропорциональная? А вторая с большой "мордой"? В обуви вторая смотрится более неказисто.

Сэмюэль Борн

Сэмюэль Борн - британский фотограф, проведший семь лет в Индии. Борн прибыл в Калькутту в 1863 году, чтобы профессионально заниматься фотосъёмкой. Проработав до того банковским клерком, он увлекался фотографией и решил превратить хобби в основное занятие после успеха его работ на местных и международных выставках в Ноттингеме и в Лондоне.

В Калькутте Борн стал партнёром уже работавшего там Уильяма Говарда. Они переехали в Шимлу и основали фотостудию Howard & Bourne.  Позднее к своим коллегам-соотечественникам присоединился фотограф Чарльз Шеперд, образовав Howard, Bourne & Shepherd. Но вскоре Говард ушёл из дела, а ателье продолжило работать под вывеской Bourne & Shepherd в центре Калькутты на протяжении более полутора веков. Возможно, это старейшая фотостудия в мире, проработавшая беспрерывно до 2016 года.

Сегодня часть ранних работ студии хранится в Кембриджской университетской библиотеке, в Национальной портретной галерее в Лондоне, Национальном Географическом обществе, Смитсоновском институте и в Метрополитен-музее. Для нас это большая удача смотреть на снимки с точки зрения изучения костюма и, в частности, обуви.

Виды восточной обуви

Сандалии

Фотография Сэмюэля Борна. Индийский мальчик.
Фотография Сэмюэля Борна. Индийский мальчик.

Восточные сандалии... И все ещё сейчас вспомнят "Аиду", но Аида про Египет, а не Индию, хотя сандалий там много. Сандалии - самая распространенная обувь в Индии (после вовсе босых ног).

Конечно, у мастеров Индии есть масса шлепанец, лодочек и тапочек с закрытым передом, не уступающих по стилю туфлям именитых дизайнеров. Акцент всегда идёт на декор: цветная вышивка или поблескивающий бисер - вот богатство украшения обуви в индийском стиле, которое дарит практически бесконечное количество моделей.

Различная обувь Индии (фото: indiastyle.ru)
Различная обувь Индии (фото: indiastyle.ru)

Моджари и лодочки

Еще одна необычная модель, на этот раз исконно индийская - это моджари, отличительная особенность которых - острые загнутые кверху носы.

Моджари (фото: indiastyle.ru)
Моджари (фото: indiastyle.ru)
Моджари, современный вариант (фото: indiastyle.ru)
Моджари, современный вариант (фото: indiastyle.ru)
Экспонат из музея Оксфорда, около 1860-х
Экспонат из музея Оксфорда, около 1860-х

Лодочки с загнутыми носами и заниженной боковиной продуманы дважды. С загнутым нос уже все понятно (песок, пыль..).

Фотография Сэмюэля Борна. Мальчик в туфлях-лодочках.
Фотография Сэмюэля Борна. Мальчик в туфлях-лодочках.

Для чего же заниженная боковина? С одной стороны, так стопам не жарко, а с другой (внимание любительницам лодочек) - при сгибании стопы боковины не так раскрываются, чтобы создать тот неудобный вид "плохой" конструкции. Чем выше боковина - тем больше она раскрывается и придаёт обуви неэстетичный вид.

Сапоги

На многих картинах XIX века мы видим царей и бояр в восточных сапогах. Сразу вспоминается сказка про певца "Садко", правда? Купцы, бояре, могущество Великого Новгорода! Садко на всех изображениях и во всех театральных постановках в восточных сапогах. Певец - это элита!))

Садко в восточных сапогах (фото: www.livemaster.ru).
Садко в восточных сапогах (фото: www.livemaster.ru).

Сюжеты, связанные с преодолением Смуты и воцарением династии Романовых, считались в русской исторической живописи хрестоматийными. С них художники начинали творческий путь, в том числе Михаил Нестеров (1862–1942), один из самобытных мастеров, работавших на рубеже веков, во времена не менее переломные, чем начало XVII столетия. На его картинах мы видим царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в восточных сапогах.

Андрей Рябушкин. Собрание лучших картин Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893
Андрей Рябушкин. Собрание лучших картин Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893

Соколиная охота известна с I-III веков нашей эры, на Руси - с IX века. Расцвет охоты с ловчими птицами у нас пришелся на XVII в. при царе Алексее Михайловиче и просуществовала до появления огнестрельного охотничьего оружия и стрельбы дробью. Обратите внимание на сапоги:

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890). Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей
Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890). Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей
Детские восточные сапоги. Собственное изготовление)
Детские восточные сапоги. Собственное изготовление)

Жмите пальцы вверх, если дочитали до конца и подписывайтесь на канал!

Читайте также: Цырицыны черевички