Найти тему
Ветер с Атлантики

Деньги есть, а счастья нет: политика НАТО разрушает немецкие ВВС

Пока Брюссель требует от союзников по НАТО выделять огромные суммы на финансирование оборонной сферы, реальная ситуация в вооруженных силах этих стран становится все хуже. Например, в Германии с каждым годом уменьшается число квалифицированных пилотов, и проблема вовсе не в них.

В 2014 году в ходе саммита НАТО в Уэльсе союзники приняли единогласное решение увеличить свои оборонные расходы: к 2024 году каждая из стран, входящая в состав альянса, обязана увеличить эту статью расходов до 2% от своего ВВП.

Предполагалось, что подобная мера позволит увеличить боеготовность Североатлантического альянса, так как каждый из его участников будет вынужден планировать большие суммы в оборонный бюджет и затем как-то его осваивать.

Здесь и начинаются проблемы. Дело в том, что Брюссель никак не регламентирует, куда должны тратиться эти два процента. Существование этой дыры в планировании признает и официальный сайт НАТО: «рекомендация тратить 2% от ВВП на оборону сама по себе не является гарантией того, что деньги будут потрачены наиболее эффективным и действенным способом».

Иллюстрацией к этой цитате может послужить ситуация, сложившаяся в военно-воздушных силах НАТО. В странах альянса установлено, что пилоты их ВВС обязаны ежегодно осуществить тренировочные полеты общей продолжительностью 180 часов, – опытным путем установлено, что этого количества времени достаточно для поддержания их квалификационного уровня.

Однако пилоты Германии такой возможности лишены из-за неудовлетворительного технического состояния самолетов. В 2020 году только 512 из 875 военнослужащих смогли выполнить норму «налета».

Руководство ВВС ФРГ объясняет, что Люфтваффе не справляется с тем объемом ремонтных работ, которого требует немецкий авиапарк: большое количество самолетов либо не могут совершать полеты из-за отсутствия необходимых запчастей, либо находятся на техническом обслуживании. По состоянию на февраль 2020 года только 39 из 128 немецких истребителей признаны готовыми к эксплуатации.

Военное руководство Германии предупреждает, что такая ситуация для Берлина не нова: именно низкий уровень подготовленности пилотов чуть было не погубил Люфтваффе в 30-х годах 20 века. В 1939 году нацистская Германия занялась этой проблемой, предоставив летчикам возможность налетать 200 часов, прежде чем принять участие в настоящих боях. Однако к 1944 году, когда Берлин столкнулся с дефицитом топлива, боевые вылеты опять начали совершать пилоты максимум с сотней тренировочных часов.

Требование Североатлантического альянса во что бы то ни стало тратить 2% госбюджета на оборону в большинстве случаев не приводит к решению реальных проблем: правительства столь заняты придумыванием, куда бы потратить деньги, что у него не остается времени на изучение реальной ситуации в национальных вооруженных силах. В результате, деньги утекают на закупки американской техники, которую некому эксплуатировать и обслуживать, на увеличение численности военнослужащих, которым негде повышать свою квалификацию, и на строительство новой инфраструктуры, которой некому заниматься.