Недостаток квалифицированных кадров — одна из проблем региона. Причем это касается практически всех отраслей экономики, в том числе и IT. Но в подготовке специалистов для высокотехнологичной сферы есть некоторые особенности. Например, за 4 года подготовки бакалавров и 5 лет, в течение которых обучают специалистов, устаревает техника и технологии, появляется запрос на новые компетенции. Как учебные заведения маневрируют в быстро меняющейся реальности, находя новые рынки и внедряя новые специальности? Почему привлекают в качестве преподавателей сотрудников отраслевых предприятий? Каким образом выстраивают взаимодействие с бизнес-сообществом? RUGRAD.EU приводит мнения представителей учебных заведений региона, озвученные на заседании комитета по развитию информационных технологий и цифровой экономики Калининградской торгово-промышленной палаты.
Любовь Урывская, заместитель директора по инновационной деятельности Колледжа информационных технологий и строительства
У нас сейчас три основных направления — это сетевое-системное администрирование. Уже летом мы ждем выпуск порядка 66 человек. Мы ввели две новых программы — это информационные системы и программирование. Две квалификации: программист и разработчик веб- и мультимедийных приложений. Выпуск ожидаем в 2022 году по 50 человек приблизительно по каждой из специальностей.
Привлекаем к преподаванию непосредственно специалистов-представителей потенциальных работодателей.
Демонстрационный экзамен — главное, наверное, нововведение в системе СПО. Ребята теперь не просто защищают выпускные квалификационные работы, они демонстрируют свои навыки на практическом примере. Мы брали себе компетенцию веб-дизайн и разработка, в качестве экспертов взяли не преподавателей, а непосредственно представителей компаний, чтобы они видели, на что способны наши студенты.
Последние нововведения. Мы отправляли на практику на автовокзал нашего студента и увидели, что наш рынок — это не только IT-компании. Сисадмины стали нужны абсолютно в каждой компании, как юрист, экономист, бухгалтер. Он становиться такой базовой ячейкой.
Провели большой мониторинг потребностей работодателей. Было задействовано 280 компаний. Из них было выявлено всего 38 вакансий IT-направленности — это совсем мало.
Мы решили создать IT-отряд. Обучили его у себя в колледже. Они налаживали системы СКУД (cистема контроля и управления доступом. — Прим. ред.) и видеонаблюдение при помощи сотрудников, которые этим занимались непосредственно. В дальнейшем планируется (апрель – май 2021-го), что они отправятся автоматизировать школы. То есть помогут школам, расположенным в очень отдаленных уголках: Нестеров, Краснознаменск, села. Под это уже есть определенное финансирование от Фонда содействия инновациям и Агентства по делам молодежи. В будущем ребята, имея свои портфолио, смогли бы уже закрывать какие-то крупные проекты. Например, мы знаем, что когда строился комплекс «Балтия Молл», тяжело было найти одновременно 300 сетевых администраторов для прокладки сети.
Ксения Яровенко, начальник управления образовательных программ и проектов БФУ им. И. Канта
Мы работаем по двум уровням подготовки — это бакалавриат и магистратура. Из набора 2021 года мы уже выделили целый кластер «Компьютерная наука и инжиниринг», в котором будет организована принципиально новая подготовка. В первый год подготовки у всех студентов, которые будут поступать, а это только бюджетных мест порядка 112, на направление по бакалавриату, будет возможность изучать базовые дисциплины в общих потоках, и дальше они уже смогут определяться по направлениям, которые мы предлагаем: информационные и автоматизированные системы обработки информации управления, компьютерная электроника и информационные технологии, разработка баз данных и интернет-приложений. Здесь мы планируем привлекать специалистов из отраслей, для того чтобы, во-первых, более точно готовить под текущие потребности отрасли и давать возможность проектной деятельности уже студентам-бакалаврам пробовать свои навыки и получать необходимые компетенции уже в процессе обучения.
Отдельно выделен кластер по информационной безопасности. Там есть своя специфика обучения. У нас организовано обучение по организации и технологии защиты информации и математические методы защиты информации.
В части компьютерных наук, помимо общего на первом курсе обучения, планируем вводить проектное обучение, где рассчитываем привлекать непосредственно отрасль, чтобы ребята могли решать в проектной деятельности реальные производственные задачи.
Отдельные программы, которые включены в IT-кластер: информатика и программирование, информационные системы в бизнесе и информационные интегрированные системы и технологии.
Мы прекрасно понимаем, что университеты по большей части дают фундаментальные знания, но наша задача уже в процессе обучения ориентировать студентов на получение максимально «софт скиллс» и прикладных знаний. Поэтому у нас большие планы на сотрудничество непосредственно с отраслью.
В магистратуре у нас все программы совместные. IT-магистратуру мы видим максимально прикладную. Привлекаем сюда специалистов из ведущих отраслевых компаний, чтобы магистранты также были уже интегрированы в процессы двухлетнего обучения. Часть из них уже работает в компаниях, получая образование, чтобы профессионально дальше расти. Соответственно, когда у нас есть партнер из бизнеса, он уже может формировать более крупный запрос для подготовки специалистов. Каждый год в магистратуру поступают на каждую из программ не менее 20 студентов, которые по большей части все выпускаются. На текущий момент у нас есть программа магистратуры со Сбербанком, «Ростелекомом» и МТС.
Оксана Огий, первый проректор КГТУ
В 2020 году мы выпустили суммарно 79 человек по IT-направлениям, и мы понимаем, что количественно мы региональный рынок вполне удовлетворяем. Но, проведя анализ, постоянно встречаясь с работодателями, мы четко понимаем, что не всегда удовлетворяем или частично удовлетворяем качественные потребности в специалистах IT. Эта сфера развивается очень динамично. И автоматизация, и информатизация с каждым годом занимают всё большую роль. Меняются технологии очень быстро, и мы понимаем, что образовательный процесс начинает притормаживать и отставать.
Мы хотим привлечь бизнес в учебный процесс не только как лабораторную базу, но и как лекторов, как поставщиков компетенций. Поэтому мы уже перешли на систему гибкого проектирования программ. Мы не закрепляем программу на 5 лет. Мы сделали гибкий модуль: и студент может подстраиваться под работодателя, и работодатель может выбрать студентов и реализовывать эту гибкую траекторию. Поскольку действительно мы понимаем, что за 4 года подготовки бакалавров или 5 лет специалистов навыки устаревают или появляются совершенно новые запросы на компетенции.
Чем мы планируем заниматься именно в образовательной деятельности в сфере IT для регионального рынка труда? Это аналитика больших данных и искусственный интеллект.
Мы также осуществляем подготовку и специалистов среднего звена в области информатики. Пока это традиционные программы «Информационных систем». Мы затачиваем этих специалистов под нужды рыбной отрасли.
В прошлом году поступил большой заказ от группы компаний на изменение образовательных программ в части усиления роли подготовки именно с точки зрения автоматизации судов. Сейчас мы готовим новые программы подготовки судомехаников, электромехаников с точки зрения подготовки с уклоном на IT-сферу, на компьютерную автоматику.
Особых проблем во взаимодействии с бизнесом нет. Если раньше бизнес не готов был точно сформулировать компетенции, что нужно, чтобы мы переделывали учебные программы, планы. Сейчас бизнес, особенно в сфере IT, замечательно владеет компетентносным подходом. Они четко говорят, что им нужно. Есть немножко проблема отставания, но опять бизнес помогает решать эти проблемы. Что мы хотим от бизнеса? Больше конкретных задач нашим студентам в рамках стартапов.
Президент КТПП Феликс Лапин предложил будущим IT-специалистам поучаствовать в разработке сайтов для калининградских компаний. Сейчас завершается наполнение виртуальной ТПП, но в процессе работы выяснилось, что многие компании до сих пор не заявили о себе в цифровом пространстве: нет ни сайтов, ни аккаунтов в соцсетях. «Можем предоставить возможность прохождение практики, в «полевых условиях», — сказал Феликс Лапин.
Фото rugrad.eu
Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте https://rugrad.eu