Найти тему
Литературный Диалог

«Острие бритвы» Сомерсет Моэм. «Бог либо внутри меня, либо нигде»

Оглавление

Дорога по острию бритвы внутрь себя через поиски Бога и смысла жизни

Объем: 482 web-страницы

Чем по-настоящему хорош Моэм? Для своего времени он оказался первоклассным маркетологом. Не каждому Автору удается вписать действительно важные нетривиальные мысли в светский роман, который точно будет иметь успех у потребителя и 100% принесет деньги на хлебушек с маслом. Моэм прост в подаче, но при этом не поверхностен. Он предлагает вниманию аудитории легкие, злободневные, интригующие истории, которые при желании Читателя могут стать еще и глубоким повествованием, если он (Читатель), конечно, ментально ближе к Ларри, чем к Изабелле.

Метафора про «острие бритвы» придумана не Моэмом и не советским писателем Ефремовым, также использовавшим ее для названия своего романа (Ефремов «Лезвие бритвы»). Такое наименование – отсылка к ведийской философии, определяющий истинный путь познания мира, как лезвие, откуда так легко свалиться в похоть, тщеславие и подменить настоящую жизнь потреблением и жаждой денег и признания, упустив нить, ведущую к Богу и даже скорее к самому себе.

И все линии, все персонажи, описанные в романе, есть воплощение этого индивидуального человеческого пути, который проистекает из древнего поиска смысла бытия и попытки преодолеть страх смерти, не присущий не одному живому существу на Земле, кроме человека, отягощённого способностью делать свой моральный выбор и далее осознанно или не очень следовать ему.

Тренинг личностного роста в обществе потребления

Книга о смысле жизни не была бы полной без смерти старого Бога. Действительно, вслед на Ницше Моэм шепотом повторяет нам: друзья, Бог мертв, кого мы назначим на его место? И поскольку путь познания истины не только тонок, но и остер, как бритва, мало кто из персонажей выбирает его. Но дело в том, что именно искусственные боги современности, подменяющие собой духовную жизнь, и образуют тот моральный вакуум, в который человек незаметно для себя проваливается с головой.

«Высшее общество умерло», - сетует Эллиот, осознавая, что весь тот набор ритуалов, составлявших его мир и его личность – иллюзия, рассеявшаяся с приходом старости, и что социум ничего не готов предложить ему в утешение и уже не помнит о нем.

«Он жил исключительно ради общества», - описывает Автор, умирающего приятеля, - «побыть одному было унижением, и он, теперь уже старик, пребывал в постоянном страхе».

И каждому индивиду современное цивилизованное общество стремится навязать типовую модель поведения, чтобы человек не задумывался и был условно счастлив. По такому принципу функционируют свекор и муж Изабеллы, и проститутка Сюзанна. Для них нет иного пути, кроме зарабатывания денег (во многом ради процесса, а не результата), причем, способ получения средств не имеет особого значения и является скорей предметом гордости, чем обыденной данностью или поводом для стыда (в случае Сюзанны).

«Для женщины нет лучшей профессии, чем замужество», - рассуждает профессиональная содержанка о будущем своей дочери. Необходимость зарабатывать на жизнь ампутирует у нее способность адекватно оценивать мир, созданный ею для себя и своего ребенка, также как и потерявшая смысл жизни Софи, она продает свое тело, уничтожая душу с тем отличием, что Софи все же какое-то время была живой.

«Мужчина обязан работать. Для этого он и создан», - утверждает Изабелла, которая воплотила мечту проститутки о замужестве, как профессии, - «этим он способствует процветанию общества». Общества, но не всегда самого себя. Пожалуй, Карьера – самое почитаемое и самое жестокое божество современного социума, которое определяет искусственный и бессмысленный статус индивида, предлагает дать оценку личности, ничего не зная о ней. Моэм предлагает нашему вниманию множество богов, но деньги, как и 100 лет назад – самый востребованный идол.

О приоритетах и личной выгоде

Цивилизованный мир давно стал материальным. Цивилизованный и материальный - в голове западного человека давно понятия синонимичные, если не идентичные. И, конечно, роли в пьесе о «золотом тельце» должны были сыграть представители наиболее деловой нации, состоящей из представителей множества культур и религий – американцы.

Ларри, случайно ставший свидетелем хрупкости жизни, сбивается с пути, который диктует ему цивилизованное общество. Он американский Христос, читающий все подряд в поисках ответов на вопросы, которые он не в состоянии сформулировать, мечущейся по миру, чтобы найти дорогу, которая ему неведома.

«Он искал общества лучших писателей мира так же прилежно, как Эллиот Темплтон искал общества знати», - пишет Моэм о Ларри.

Ларри ищет себя в интеллектуальной аскезе, изучая все, что кажется ему необходимым, затем в аскезе физической, работая наравне с шахтерами и чернорабочими. Как и полагается Иисусу, он дарует чудеса исцеления и пытается спасти от блуда падшую душу, но это лишь визуальные признаки верности его движения к Богу, сам же не испытывает сомнений, потому что безоговорочно един с порывами своей души.

«Бог либо внутри меня, либо нигде», - говорит молодой человек.

Для Ларри материальная жизнь не закончится с его смертью, ибо он покончил с материальным уже при жизни, поставив в приоритет внутреннее содержание, не имея желания и необходимости его красиво обрамлять. Ему противопоставляется общество, сделанное из одной рамы, в котором нет ни содержания, ни чувств, ни эмоций. И если смысл бытия Ларри всегда с ним – внутри него самого, то душа Изабеллы – это декорация и капля ненависти к той, кто однажды эту искру имел, плюс бутылка зубровки, чтобы эту искру навсегда загасить. Если Бог мертв, то мертв и дьявол и его место отдано пустой женщине.

Я рекомендую Моэма и, видимо, отправлюсь перечитывать то, что уже читала ранее. Поразительно глубокий подтекст, сокрытый под форматом около любовного романа и нарочито ироничного повествования.

Приятного чтения!

Не забудьте подписаться на канал;))