Сегодня поговорим о Матиссе и его прекрасном «Танце». Я до безумия влюблена в эту работу. В этой картине художник намеренно упрощал все, что можно, но при этом в ней ярко выражен стиль автора. Первые истоки минимализма.
Хотя стиль Матисса и изменяем в течении его жизни, эта работа считается уже зрелой. До этого он писал пейзажи и натюрморты в реалистичном стиле, но после знакомства с австралийским художником Джоном Питером Расселом увлёкся импрессионизмом. Также большое влияние на Матисса, как и на многих других художников этой эпохи, оказал Поль Сезанн. Но в конечном итоге Анри создал собственное направление - фовизм.
«Танец» был создан в 1910 году. Существует две версии картины: одна находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а вторая в Главном Штабе Эрмитажа в Санкт-Петербурге (кстати, находится она там с 1948 года), она же является основной и самой популярной.
Первоначально панно было написано для лестницы в особняк российского коллекционера Щукина в большом Знаменском переулке (как и картина «Музыка»). Матисс был любимым художником Сергея Ивановича. Его заказ заключался в том, чтобы художник смог изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Матисс максимально упростил изображение, почти до схематичного, демонстрируя хоровод огромных обнаженных фигур в чистом цвете. Особенно ему нравилась фарандола (провансальский хороводный народный танец с резкими переменами темпа), мотив которой он насвистывал, создавая панно.
Вдохновляли Матисса и посещения кабаре «Мулен де ла Галетт», где он наблюдал за танцующими. Он писал: «Я буду декорировать лестницу. Я представляю себе входящего посетителя. Перед ним открывается следующий этаж. Ему нужно придать сил и дать чувство облегчения. Поэтому от «Музыки» веет покоем, а «Танец» полон динамизма. Он должен подхватить вас и порывом перенести на 2 этаж».
В этом безумном хороводе из не очень пропорциональных людей, художник смог передать всю естественность и пластику танца, которая так завораживает по сей день. Так и хочется присоединиться к этим фигурам. Окунуться в эти красные, синие и зелёные цвета.
Но в то время, данная работа вызвала волну негодования. Перед отправкой картины в Россию, панно было выставлено в Париже в «Осеннем салоне». Там картина Матисса вызвала не самую лучшую реакцию. Для остальных художников это было странно и дико, всего три главных цвета, мазки небрежные, простые линии, а формы примитивные. Щукина обвинили в безвкусице и назвали сумасшедшим собирателем хлама. Он даже хотел отказаться от картины, но в конечном итоге передумал и взял все свои слова назад. Позже началась Октябрьская революция, Щукину пришлось покинуть Россию. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывезти не успел и они были переданы в Эрмитаж.
Мне нравится весь этот посыл художника, все эти упрощенные формы и линии, для меня эта работа - одна из любимых. И я не упустила возможности написать несколько своих вариантов танца на небольших форматах.
Теперь у меня дома висит «Танец» Матисса собственного приготовления. С цветом я не дружу, но очень пытаюсь перевести наше общение на новый уровень. В общем, тут я не попала, но работа все равно мне нравится. Как всегда добавила свой почерк - фигуры написаны одной линией.
Остальные работы графические, так же выполнены одной линией и я их просто обожаю. Вот одна из них:
Картина, которая и так была упрощена автором, стала максимально минималистичной. Только линии и один главный цвет. Ничего лишнего и новый взгляд на легендарное панно.