На прочтение этой новости вам понадобится 5 минут.
Наблюдение за тем, как твой прекрасный четырёхлетка завязывает шнурки на обуви - испытание не для слабонервных. Однако это именно тот случай, когда нужно проявить адское родительское терпение и не вмешиваться, пока ребёнок сам не попросит о помощи. Такой совет дают учёные из США, опубликовавшие данные наблюдательного исследования в научном журнале под названием "Развитие детей" (Child Development).
Столь быстрая для взрослого задачка часто превращается в вечность, когда её пытается выполнить не так давно появившийся на свет человек. Особенно когда мы чертовски торопимся и уже давным-давно должны быть в другом месте. Однако взрослым следует максимально противостоять желанию вмешаться - совет, который выходит далеко за рамки завязывания непослушных шнурков на обуви.
Психологи Эллисон Макки и Джулия Леонард выяснили, что дети меньше упорствуют в достижении своих целей, когда взрослые берут на себя ответственность. Вам кажется, что это не тот случай, чтобы говорить о развитии навыков и уж тем более ответственности? Тогда обязательно дочитайте этот текст до конца.
Работа опиралась на исследование Леонард о том, как действия, результаты и слова взрослых влияют на то, выдерживают ли дошкольники трудности или сдаются.
«Мы пытались выяснить, на какие факторы дети обращают внимание, оценивая, какие усилия необходимо приложить", - говорит Джулия.
Ранее учёные провели эксперимент и показали, что больше всего детей "вдохновляет" то, как упорный труд взрослого приводит его к достижению поставленной цели, особенно когда взрослый подчёркивает ценность прикладываемых усилий.
"У меня у самой в семье есть пятилетний и годовалый ребёнок, и я всё время делаю что-то за них, - делится личным опытом Эллисон Макки. - Мне было очень тяжело видеть, как они разочаровываются в себе. При этом мне даже не приходило в голову, что своими действиями я им "говорила" примерно следующее: «Я не думаю, что ты в состоянии это сделать, поэтому я просто сделаю это за тебя». Теперь у нас есть эмпирические доказательства того, что это проблема".
В ходе своей новой работы Макки и Леонард для начала попросили родителей сообщить, какую настойчивость проявляет их ребёнок в выполнении разных задач вне стен лаборатории. Затем, чтобы определить, какие методы воспитания коррелируют с этой чертой характера у детей, учёные попросили родителя и ребёнка в паре выполнить ряд задач.
"Может быть, родители, которые сами не особенно терпеливы, взращивают детей, которые не терпеливы. Мы хотели посмотреть, сможем ли мы найти причинно-следственную связь", - рассказала Макки. Это был первый эксперимент.
В ходе второго эксперимента учёные попытались воспроизвести ситуацию, когда родитель терпеливо объяснял ребёнку, что надо бы поторопиться, а затем брал на себя выполнение задачи. В итоге дети старались чуть дольше, но поставленную перед ними задачу так и не выполняли. Так что, можно сказать, что эксперимент снова обернулся неудачей.
Почему сегодня эти выводы учёных особенно важны для многих родителей?
Коронавирус заставил многих из нас сидеть по домам, а детей обучаться удалённо. Мало кто из родителей способен наблюдать, как медленно их ребёнок постигает новые умения, с трудом догрызая гранит школьных наук. Соблазн сделать за него математику не просто велик, а огромен!
(Лично я дочертив контурные карты, дорисовав ёлочку и выучив очередное стихотворение, очень хочу потом ещё и 20 раз отжаться за своего ребёнка, ну потому что надо как-то сбрасывать этот стресс!)
«Возможно, вам [тоже] трудно наблюдать, как ваши дети осваивают новые навыки, но это исследование показывает нам, что важно дать им возможность бороться [и достигать поставленных целей]. Если вы начнёте делать за них математику, они поймут, что им не нужно делать это самим", - говорит Макки. Что, впрочем, не означает, что не нужно помогать своим детям или не оказывать им поддержку, когда это действительно необходимо.
В таких ситуациях Леонард предлагает сосчитать до десяти и подумать, сможет ли ваш ребёнок выполнить то или иное задание, потратив немного больше времени или если вы предложите ему несколько советов? Если да, подождите ещё немного. Будьте уверены в способностях вашего ребёнка и дайте ему понять, что трудности - часть процесса обучения новых навыкам.
Если же вы понимаете, что задание выходит за рамки его возможностей, вмешивайтесь. Главное, не оставлять ребёнка без поддержки.
Подытожить этот материал хочу фразой, которую лично я давно взяла на вооружение (по крайней мере, в отношении своих младших сотрудников): "Никогда не отбивай охоту у того, кто демонстрирует прогресс, и не важно, как медленно он идёт к своей цели".
Кстати, возможно у вас есть какой-то совет, история из жизни или фраза, которые лично вам очень помогли стимулировать ребёнка на достижение целей? Пишите ниже свои комментарии. Пусть ваше знание поможет другим!
Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.
Также наши сообщества есть в twitter, ВК, Facebook, "Одноклассниках" и Telegram. Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене. Кроме того, там ежедневно выходят наши короткие подборки новостей науки и технологий, о которых должен знать каждый.