Найти тему
Исторический музей

«Застывшая смерть»: посмертные маски от Тутанхамона до Ленина

Оглавление

Создание погребальных масок — очень древняя традиция. Практика «сохранения лица» известна ещё со времён Древнего Египта, где сложилось особое отношение к смерти и проводу умерших в загробный мир. Египтяне обязательно помещали в захоронение двойника покойного в виде статуи. Этого скульптурного двойника должна была найти часть души умершего — «ка» и продолжить свою жизнь на земле. Чтобы «ка» смогла без затруднений найти своё новое место жительства, египтяне старались сделать скульптуру внешне похожей на прежнего обладателя. Те, кто имел более солидное положение в обществе и обладал большими средствами, могли позволить себе создавать не только статуи, но и проводить обряд мумификации, после которого тело украшалось драгоценной маской.

Погребальная маска Тутанхамона.
Погребальная маска Тутанхамона.

В эпоху Римского Египта (I-III вв.) традиция посмертных масок видоизменилась, и появились одни из самых известных памятников погребальной традиции — Фаюмские портреты. Портреты выполнены в технике энкаустики и обладают удивительной живостью и точностью в передаче индивидуальных человеческих черт.

-2

В это же время важным направлением развития художественного языка римской цивилизации стал скульптурный портрет. До этого явления настолько реалистичных изображений человеческого лица искусство не знало.

Считается, что эта традиция связана с культом предков. В каждом римском доме должна была быть представлена галерея предков, которая состояла из восковых масок, сделанных после смерти члена семьи.

Немаловажную роль в становлении римского портрета сыграло искусство их предшественников — этрусков, которые были высококлассными скульпторами.

Знание анатомии человеческого лица и техническое мастерство римлян сделали возможным создание настолько выразительных портретов. В них нет места идеализации, только суровый факт. Контуры, пропорции и форма частей лица, морщины — всё передано настолько правдоподобно, что становится даже жутко.

Традиция посмертных масок сохранилась вплоть до XX века. В Историческом музее хранятся маски глав государств и культурных деятелей. Покажем вам некоторые из них.

Портреты глав государства

-5

Голова Петра I (1672-1725)

Но сделана она была еще при жизни первого российского императора. Автором оригинала стал известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Как вы можете заметить, Пётр на портрете представлен совершенно лысым. И этому есть объяснение. Чтобы сделать такую круглую скульптуру, сперва необходимо получить восковую модель. Для этого необходимо погрузить голову в специальную ёмкость с воском. Перед процедурой все волосяные покровы желательно удалить, иначе воск снимется вместе с ними. Что государь и сделал. Пока голова императора была погружена в воск, он дышал при помощи двух соломинок, вставленных ему в нос.

Николай I (1796-1855)

-6

Посмертная маска императора Николая I была создана Петром Карловичем Клодтом — тем самым мастером, который создал скульптуры коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге и конный памятник Николаю I.

Император умер вследствие пневмонии в 1855 году в Санкт-Петербурге.

Александр II (1818-1881)

-7

Император, вошедший в историю как «Освободитель», вёл активную внутреннюю политику. Помимо отмены крепостного права перед Александром стояла трудная задача взаимодействия с нарастающим народным движением. На царя было совершено 8 покушений, одно из которых закончилось фатально. Он погиб в результате террористического акта, организованного революционной организацией «Народная воля» в 1881 году.

На месте этого события и в память о нём в Санкт-Петербурге был возведён храм Спаса на Крови.

В. И. Ленин (1870-1924)

-8

Всемирно известный лидер большевиков, один из главных революционеров XX века умер в 1924 году в Подмосковных Горках в возрасте 54 лет. Одни считают, что смерть наступила из-за атеросклероза сосудов, другие — из-за сифилиса.

Деятели культуры

А. С. Пушкин (1799-1837)

-9

Н. В. Гоголь (1809-1852)

-10

И. А. Крылов (1769-1844)

-11

И. С. Тургенев (1818-1883)

-12

М. А. Булгаков (1891-1940)

-13

Такие скульптуры дают нам гораздо более полное представление о том, как выглядели известные люди, чем их изображения на фотографии. Хоть и немного странно такое видеть.