Все чаще встречаются родители, которые начинают всесторонне развивать ребенка уже с младенчества: учить математике, иностранным языкам и приобщать к музыке. Какова цена раннего развития? Кем вырастают маленькие гении, и что с ними происходит в период взросления?
1. Первая опасность, которую таит в себе досрочное обучение, проявляется в ухудшении состояния здоровья. Умственное развитие может вызвать дефицит двигательной активности, при этом страдают участки головного мозга, развивающиеся при движении тела и восприятии пространства.
2. Второй подводный камень – эмоциональное выгорание. Избыток видов деятельности может отбить желание вообще делать что-либо. Ребенок к подростковому возрасту перестает интересоваться буквально всем, ему хочется отдохнуть, проводя время в прострации, тупо смотря телевизор или «залипая» в телефоне.
3. Опасность жесткого режима в организации кружков раннего развития состоит в том, что он убивает желание и мотивация что- то делать. Ведь ребенок создание импульсивное и эмоциональное, он живет по принципу «здесь и сейчас, захотел – сделал». Да и сами подумайте, можно ли заставить захотеть малыша рисовать в 16:00 в четверг каждую неделю?
4. Протест против ожиданий родителей. В подростковом возрасте у ребенка происходит осмысление, что он выполняет желания и мечты родителей, а не свои собственные, развивается по заранее спланированному сценарию, в котором не учитываются его мнение и желания. Это приводит к разрыву с родителями, что может спровоцировать развитие депрессивно- апатичного состояния.
Поэтому родителям так важно помнить, что основу раннего развития составляет стимулирование познавательной активности. Это не метод выращивание гения, а получение радости от эмоционального и физического соприкосновения с окружающим миром. По словам психолога Людмилы Петрановской, ребёнок немедленно поворачивается лицом к миру, и отправляется его исследовать, когда он уверен в своих отношениях с родителями.
Безусловно, мы не против раннего развития, но родители должны учитывать, что каждый ребёнок развивается в своем темпе, а каждое занятие должно соответствовать своему сенситивному периоду. Если же родители эгоистично хотят сделать своего лучше всех, но он к этому попросту не готов – может возникнуть совершенно противоположный эффект. Ориентирами в данном случае может служить возраст, заинтересованность ребенка и его эмоциональный настрой.
Наш вам совет: зачастую курсы раннего развития, игрушки и книжки, обещающие уму непостижимые мгновенные результаты – это попросту «выкачивание денег» из наивных родителей. Зачастую детям достаточно положительного примера родителей или знакомых - если они живут в духовно богатой и интересной среде, не нужно ничего усиленно в них развивать. Желание подражать и естественно потребность узнавать новое помогут им достичь прекрасных результатов.