Найти тему
Soviet Union

Что помешало СССР выиграть космическую гонку

Добрый день дорогие друзья.

Сегодня мы попробуем разобраться, было ли отставание у СССР перед США в освоении космоса в период существования Советского Союза.

Космическая гонка (напряжённое соперничество в области освоения космоса), термин получил своё название по аналогии с гонкой вооружений, и началась она задолго до первых космических полетов. Это было обусловлено тем, что космические исследования имели не только большое значение для научных и военных разработок, но и заметный пропагандистский эффект. Начало космической гонки положило поражение фашисткой Германии во 2-ой мировой войне, и борьба между СССР и США в получение немецких ракетных технологий. Крупнейшим теоретиком ракетостроения в Германии был Герман Оберт, а практической разработкой занялся энтузиаст Вернер фон Браун.

Вернер фон Браун.
Вернер фон Браун.

Вопреки распространённому мнению, приход нацистов к власти поначалу не ускорил, а затормозил работы в Германии над ракетным оружием, так как Гитлер не собирался соблюдать Версальский договор и направлял основные денежные потоки на развитие обычных вооружений: танков, самолётов, артиллерии и так далее. Финансирование работ фон Брауна оставалось скромным до 1942 года, когда нацистское руководство стало лихорадочно пытаться создать «чудо-оружие», которое помогло бы ему выиграть неудачно складывающуюся войну. Первая в мире баллистическая ракета ФАУ-2 была создана в Германии в научно-исследовательском центре в Пенемюнде под руководством Вернера фон Брауна.

 ракета ФАУ-2
ракета ФАУ-2

Система управления ракетой ФАУ-2 инерциальная. В ранних экземплярах ракеты использовалась радиокоррекция — по радио подавалась команда на выключение подачи топлива в двигатель, и тем самым происходило управление скоростью ракеты. Скорость измерялась при помощи эффекта Доплера. Позднее от управления начальной скоростью при помощи радиокоманд отказались, заменив его гироскопически интегрирующим акцелерометром, который и выключал двигатель в момент, когда достигались заранее заданные скорость и угол тангажа.

-3

В течение времени работы двигателя управление ФАУ-2 осуществлялось при помощи воздушных и газовых рулей, из которых первые создавали аэродинамические моменты, а последние изменяли направление тяги реактивного двигателя. Газовые рули были сделаны из графита и находились в струе, вытекающей из сопла двигателя. Четыре аэродинамических руля геометрически были продолжением газовых. Пара рулей, предназначенных для управления по азимуту, была скреплена вместе, а другая пара рулей допускала раздельное управление.

К концу Второй мировой войны единственными серийными баллистическими ракетами в мире были немецкие ФАУ-2 Третий рейх наносил ракетные удары по столицам европейских стран — членов антигитлеровской коалиции. Оружие было сложным в производстве, неточным и по эффективности уступало массовым налетам бомбардировщиков, практиковавшимся американцами. Кроме того, около 20 процентов ракет взрывалось в воздухе вскоре после пуска.

Созданная в Германии баллистическая ракета «Фау-2» оказала сильнейшее влияние на ракетостроение во всех странах мира. Без преувеличения можно сказать, что благодаря этой ракете человечество смогло в конце 1950-х годов вырваться в космос. Не будь ее, человечество сделало бы это гораздо позже.

В развернувшейся ракетной гонке межу СССР и США, лидировали американцы. Завод "Миттельверк" в Тюрингии, где собирали ФАУ-2, попал в оккупационную зону союзников. Они извлекли максимум выгоды из этого, вывезли огромное количество трофеев — ракет, двигателей, запчастей, отправили в Штаты главного конструктора Вернера фон Брауна и всех его ближайших помощников. Всего в США было вывезено 118 немецких ракетчиков, которые были собраны в Алабаме. Возглавил их Вернер фон Браун. Впоследствии их стали именовать «командой фон Брауна». Они сделали чрезвычайно много для становления ракетной техники в США. Хотя на первом этапе своей вынужденной эмиграции к важнейшим работам их не допускали, зато потом были «Юпитеры», первый американский спутник и высадка человека на Луне. Но все это будет потом, а в конце 1940-х годов немцы еще только адаптировались на американском континенте. В 1955 году 760 немецким ученым, по просьбе Вернер фон Брауна, было предоставлено американское гражданство, и они смогли открыто принять участие в освоении космоса.

Но немецкие специалисты-ракетчики были лишь частью «добычи» американской разведки. Остальное составляла техническая документация, оборудование и детали уже изготовленных ракет «Фау-2». Американцы собрали все, что только смогли, и незамедлительно переправили в США. Набралось почти три сотни железнодорожных вагонов. «Иногда этот сбор «трофеев» напоминал обыкновенное воровство. Например, если американские войска «по ошибке» занимали те районы, которые должны были контролироваться советскими оккупационными властями, они использовали свое «временное пребывание» на чужой территории для захвата и вывоза за разграничительную линию самого ценного оборудования, документов. То, что не успевали увезти, преднамеренно портили.

В качестве стартовой площадки для ракет был выбран пустынный район штата Нью-Мексико. Подготовку ракет к запуску осуществляли в основном немецкие специалисты из команды фон Брауна. Участвовали в этих работах и американцы, но это участие было весьма ограниченным. Можно сказать, что выполняли они только «наблюдательные и познавательные» функции. Короче говоря, пытались выяснить все, что можно было использовать при разработке собственных ракет, чем американцы занимались параллельно с освоением «Фау-2». Но к тем работам немцев не подпускали на пушечный выстрел.

Первая собранная в США «Фау-2» была использована для проведения стендовых испытаний, которые состоялись на Уайт Сэндз 15 марта 1946 года. Двигатель проработал 57 секунд и продемонстрировал фактическую готовность ракет к полетам

Первый испытательный пуск был осуществлен 16 апреля в 14 часов 47 минут по местному времени. «Фау-2» ушла в небо. Спустя всего 19 секунд после старта ракета внезапно развернулась на 90 градусов и устремилась на восток. Прежде чем устройство аварийной отсечки топлива вступило в действие, наблюдатели заметили, что один из стабилизаторов разрушился. Ракета упала неподалеку от стартовой позиции.

-4

Второй испытательный пуск, осуществленный 10 мая того же года, оказался успешным. Максимальная высота, которую достигла ракета, составила 112,9 километра. Дальность полета составила 50 километров. Сопутствующую программу научных исследований подготовили все те же специалисты Университета Джонса Хопкинса по заказу компании «Дженерал электрик».

За майским пуском следили не только специалисты, но и представители прессы, которых пригласили на полигон. Этот пуск стал первым документально подтвержденным средствами контроля фактом преодоления условной границы между атмосферой и космосом (100 километров). Все пуски из Пенемюнде, когда боевые «Фау-2» залетали в космос, ничем, кроме расчетов, не подтверждены. Хотя эти расчеты делали специалисты, в компетентности которых сомневаться не приходится.

Запущенная 2 апреля 1948 года, «Фау-2» смогла подняться на высоту 144,4 километра. Были проведены исследования верхних слоев земной атмосферы, замерены уровни солнечного и космического излучений на большой высоте. Все эксперименты готовили специалисты Научно-исследовательской лаборатории ВМС США.

Последний пуск ракеты «Фау-2» в США был осуществлен 19 сентября 1952 года и закончился неудачей, преждевременным отключением двигателя на 7 километре подъема над поверхностью Земли.

А теперь посмотрим, как обстояли дела у нас. Советское руководство тоже интересовала ракетная программа Третьего Рейха, и прежде всего в военных целях. СССР был окружен американскими военными базами, и вся территория была в зоне досягаемости авиации противника, в то время как для нашей авиации США были недосягаемыми.

В 1945 году ведущие советские ракетчики Сергей Королёв и Валентин Глушко прибыли в Германию. Увидев впервые немецкую ракету ФАУ-2 на показательных пусках, устроенных союзниками, советские ракетчики поняли, что всё, чего им удалось добиться, - детские игрушки, по сравнению с тем, чего достигли за эти годы немцы под руководством Вернера фон Брауна. Королев был поражен размерами ракеты. Однако вместе с восхищением у него, как у настоящего русского человека, тут же возникло желание многое решить по-другому.

-5

Королев по­нял, что ра­кета Фау-2, обог­навшая свое вре­мя, са­мим фак­том сво­его су­щес­тво­вания пре­доп­ре­дели­ла вы­бор меж­ду ра­кетоп­ла­ном и боль­шой ра­кетой в поль­зу пос­ледней. Тем са­мым, "Фау-2" ста­вила крест на пят­надца­ти го­дах раз­ду­мий и опы­тов с ра­кетоп­ла­нами.

Когда Тюрингия с заводом "Миттельверк" отошла под контроль СССР (американцы обменяли ее на Западный Берлин), советской стороне достались немногочисленные части ракет ФАУ-2 без чертежей, расчетов и технической документации. Советские инженеры и конструкторы разобрали немецкое "вундерваффе" буквально до винтика. Решили построить точную копию. Королев справедливо полагал: для начала нужно освоить простейшие ракеты, а потом приступать к более сложным.

Ко­ролев тог­да же сфор­му­лиро­вал для се­бя за­дачу: дос­ко­наль­но изу­чить Фау-2, на­учить­ся пус­кать эту боль­шую ра­кету и сра­зу на­чать её со­вер­шенс­тво­вать. То есть, пой­ти даль­ше то­го, на чем ос­та­нови­лись нем­цы. Но по­чему он ре­шил, что нем­цы ос­та­нови­лись? Прос­то они про­дол­жи­ли свою ра­боту на дру­гом кон­ти­нен­те.

-6

Технологию восстанавливали буквально с нуля. В помощь его группе направили около 150 немецких специалистов с семьями, добровольно согласившихся работать на СССР. К кон­цу 1946 го­да уда­лось соб­рать око­ло двух де­сят­ков ра­кет ФАУ-2. ко­торые от­пра­вили в под­москов­ные Под­липки, где при­казом ми­нис­тра во­ору­жений Дмит­рия Ус­ти­нова на ба­зе ар­тилле­рий­ско­го за­вода № 88 был соз­дан зак­ры­тый На­уч­но-ис­сле­дова­тель­ский ин­сти­тут № 88 Ми­нис­терс­тва во­ору­жений СССР (НИИ-88). С 18 октября по 13 ноября 1946-го провели одиннадцать пусков.

Первая советская баллистическая ракета малой дальности "Р-1"( со­вет­ский ана­лог "ФАУ-2" ), собранная целиком из отечественных компонентов, стартовала на полигоне Капустин Яр 17 сентября 1948-го. а 28 но­яб­ря 1950 го­да пер­вая бал­листи­чес­кая ра­кета "P-1" вмес­те с ком­плек­сом на­зем­но­го обо­рудо­вания бы­ла при­нята на во­ору­жение пер­во­го ра­кет­но­го со­еди­нения, сфор­ми­рован­но­го на по­лиго­не Ка­пус­тин Яр.

Ракета Р-1
Ракета Р-1

Ко­ролев, еще в Гер­ма­нии ус­та­новил, что не­мец­кий жид­кос­тный ра­кет­ный дви­гатель под­да­ет­ся фор­си­рова­нию по тя­ге до35%. Те­перь, пос­ле сда­чи со­вет­ско­го ана­лога Фау-2, прис­ту­пили к раз­ра­бот­ке ра­кеты "Р-2" с дви­гате­лем конс­трук­ции Ва­лен­ти­на Глуш­ко тя­гой 37 т. Мак­си­маль­ная даль­ность по­лета ра­кеты 600 км с го­лов­ной частью мас­сой 1,5 т.

Ракета Р-2
Ракета Р-2

В этой ра­кете го­лов­ная часть от­де­лялась пос­ле вы­гора­ния топ­ли­ва, и про­дол­жа­ла ле­теть по инер­ции, уве­личи­вая даль­ность. Впер­вые Ко­ролев выс­ка­зал идею от­де­ля­ющей­ся го­лов­ной час­ти сра­зу по воз­вра­щении из Гер­ма­нии. Но ока­залось, что это не так прос­то сде­лать, пос­коль­ку пос­ле от­сечки дви­гате­ля про­ис­хо­дит до­гора­ние топ­ли­ва в ка­мере еще нес­коль­ко се­кунд, во вре­мя ко­торых дав­ле­ние па­да­ет по не­из­вес­тно­му дви­гате­лис­там за­кону.

В кон­це 1949 го­да Ко­ролев пред­ло­жил конс­трук­тивно-ком­по­новоч­ную схе­му ра­кеты даль­не­го дей­ствия Р-3, ко­торую за­думал в ап­ре­ле 1948 го­да, ещё до за­вер­ше­ния ра­бот над ра­кетой Р-1. Уже тог­да у не­го выс­тро­илась та­кая це­поч­ка: "Р-1" с даль­ностью по­лета 280 ки­ломет­ров, "Р-2" - 600 ки­ломет­ров, "Р-3" - 3000 ки­ломет­ров!

Но поз­днее он по­нял, что на­до де­лать ли­бо од­носту­пен­ча­тую на мень­шую даль­ность ра­кету, ли­бо двух­сту­пен­ча­тую на боль­шую даль­ность, а на­чал де­лать и ту, и дру­гую.

К мо­мен­ту сда­чи на во­ору­жение ра­кеты Р-2 уже ве­лись ра­боты над од­носту­пен­ча­той ра­кетой Р-5 с даль­ностью по­лета 1200 ки­ломет­ров. Пер­вый старт "Р-5" сос­то­ял­ся 2 ап­ре­ля 1953 го­да. А в 1955 го­ду "Р-5" бы­ла при­нята на во­ору­жение. На "Р-5" сто­ял дви­гатель конс­трук­ции Ва­лен­ти­на Глуш­ко тя­гой 41 т, соз­данный на ба­зе дви­гате­ля ра­кеты "Р-1" пу­тем его мак­си­маль­но­го фор­си­рова­ния.

Ракета Р-5
Ракета Р-5

В 1953 го­ду бы­ло при­нято ре­шение об объ­еди­нении двух ви­дов ору­жия: ядер­но­го и ра­кет­но­го, и воз­никла пот­ребность в меж­конти­нен­таль­ной ра­кете, спо­соб­ной под­нять атом­ный за­ряд. С это­го на­чалась ра­бота по соз­да­нию меж­конти­нен­таль­ной бал­листи­чес­кой ра­кеты Р-7, зна­мени­той ко­ролев­ской "се­мер­ки. Но о том, что с её по­мощью мож­но бу­дет про­ник­нуть в кос­мос, Ко­ролев в бе­седах с власть иму­щими да­же не за­икал­ся.

Вско­ре пос­ле ис­пы­таний во­дород­ной бом­бы к Ко­роле­ву в Под­липки при­ехал Ма­лышев, за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Со­вета Ми­нис­тров СССР и ми­нистр сред­не­го ма­шинос­тро­ения СССР. Он ска­зал Ко­ролё­ву, что хо­чет по­сове­товать­ся с ним по бу­дущим ра­ботам. "Тер­мо­ядер­ная бом­ба ве­сит се­год­ня око­ло шес­ти тонн. Ну, пять с по­лови­ной. Фи­зики обе­ща­ют этот вес умень­шить, но ори­ен­ти­ровать­ся на­до на шесть тонн" - ска­зал он. У Ко­роле­ва к то­му вре­мени уже сфор­ми­рова­лось пред­став­ле­ние об оп­ти­маль­ной схе­ме свер­хдаль­ней ра­кеты, и в конс­трук­тор­ском бю­ро да­же на­чались в ини­ци­атив­ном по­ряд­ке её эс­кизные про­работ­ки. Ко­ролев поп­ро­сил пос­та­нов­ле­ние пра­витель­ства. Уже че­рез не­делю та­кое пос­та­нов­ле­ние по ра­кете Р-7 бы­ло под­пи­сано, хо­тя "нор­маль­ный" срок для при­нятия пос­та­нов­ле­ния та­кого мас­шта­ба в бо­лее поз­дние го­ды сос­тавлял око­ло двух лет.

Ракета Р-5
Ракета Р-5

Ра­кета Р-7 ста­ла на­ивыс­шим дос­ти­жени­ем пло­дот­ворно­го сот­рудни­чес­тва ра­кет­чи­ка Ко­роле­ва и дви­гате­лис­та Глуш­ко. Она пред­став­ля­ла со­бой сбор­ку - "па­кет", сос­то­ящий из цен­траль­но­го бло­ка, к ко­торо­му кре­пят­ся че­тыре бо­ковых бло­ка. В каж­дом бло­ке по че­тыре мо­дифи­циро­ван­ных дви­гате­ля всё той же ФАУ-2. Че­тыре бо­ковых бло­ка сос­тавля­ли пер­вую сту­пень, цен­траль­ный блок - вто­рую сту­пень ра­кеты. За­пус­ка­лись все дви­гате­ли од­новре­мен­но, соз­да­вая тя­гу свы­ше 454 т. Пи­тание цен­траль­но­го бло­ка осу­щест­вля­лось от топ­ливных ба­ков бо­ковых бло­ков до их от­де­ления, а пос­ле раз­де­ления ос­тавша­яся цен­траль­ная часть про­дол­жа­ла по­лет со сво­ими пол­ны­ми ба­ками.

Ра­кета Р-7, соз­данная Ко­роле­вым, как и все дру­гие ра­кеты, по за­казу Ми­нис­терс­тва обо­роны СССР, ста­ла ос­но­вой всех со­вет­ских кос­ми­чес­ких прог­рамм. Но для вы­веде­ния кос­ми­чес­ко­го ап­па­рата на око­лозем­ную ор­би­ту её пот­ре­бова­лось ос­настить треть­ей сту­пенью.

В следующей статье мы продолжим в хронологическом порядке рассматривать космическую гонку между СССР и США. Следите за моим каналом.

Подержите канал лайками и подпиской