Найти тему
ActivityEdu

Анатолий Шперх: «Нам не страшны никакие испытания»

Оглавление

21 января ушел из жизни Анатолий Шперх, учитель информатики с 25-летним стажем, автор множества образовательных курсов и мастер-классов по развитию инженерных навыков школьников и дошкольников, эксперт Школьной лиги «Роснано», руководитель Школы инженерного мышления, активный участник образовательных форумов и конференций. Мы скорбим вместе с родными, друзьями, коллегами и учениками этого светлого, незаурядного человека и предлагаем вспомнить некоторые вехи его яркой жизни.

Не бояться ставить сложные задачи

К тому моменту, когда за плечами Анатолия Альбертовича был уже многолетний опыт работы учителем, в его жизнь, как он сам описывал, «стремительно и непредсказуемо ворвалась Школьная лига “Роснано”». Педагог стоял у истока славных дел: с 2011 года занимался поддержкой сообщества лиги, сайтом, ИТ-инфраструктурой. Анатолий Шперх не перестал быть учителем, но в лиге он вспомнил о своем инженерном призвании, осознал, что о науке и нанотехнологиях можно говорить вполне простым языком, доступным для понимания младшего школьника. Вероятно, именно это и стало первым шагом на пути к выстраиванию системы раннего инженерного образования для детей и созданию «Мастерилки с папашей Шперхом».

Куй железо, пока горячо

Что я думаю о раннем инженерном развитии детей? Только то, что оно не бывает ранним. Ребенок, едва поняв, как работают его ручки, норовит испробовать все на прочность, а ведь это уже основы сопромата. Ломать – не строить, но ведь от «ломать» до «строить» очень маленькое расстояние, и, сломав игрушку, малыш тут же стремится ее восстановить, починить. И вот тут-то и придутся к месту педагоги, которые не боятся сломанных игрушек, люди, которые знают, как починить и, самое главное, как научить этому детей,– говорил Анатолий Шперх.

Анатолий Альбертович считал, что педагоги мало внимания уделяют формированию инженерно-конструкторских навыков. Он пытался предоставить маленьким ученикам свободу творчества в конструировании с использованием простых вещей, которые окружают каждого из нас в повседневной жизни. Во время полуторачасовых мастер-классов 5–10-летние дети могли научиться создавать робота-художника, вырастить кристалл, спроектировать прозрачный инкубатор для семян, пневмомобиль, светящуюся открытку, летучий корабль. Занятия с педагогом всегда сопровождались видеоинструкциями, чтобы юные изобретатели могли потренироваться и порадовать родителей дома.

-2

Точка роста лучших инженерных кадров России

В 2017 году Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО) открыла для детей 7–9-х классов Школу инженерного мышления, которую возглавил Анатолий Альбертович. Тогда же он завершил создание авторской линейки детского инженерного образования – от детского сада до вуза. По словам самого Шперха, новаторство его подхода состояло в том, что занятия ориентированы прежде всего на потребности ребенка, а не отталкиваются от имеющегося оборудования. Обучение позволяет реализовать все принципы, заложенные в концепции STEM. В инженерных классах ученики не только проходят серьезную теоретическую подготовку, в особенности в сферах математики, ИТ и технологии, но и уделяют значительное внимание ручному труду. Этот труд обязательно идет в связке с процессом изобретательства и командной работой: в рамках специальных курсов «Инженерное творчество» и «Основы проектной работы» школьники, которые готовятся к поступлению в инженерные классы, учатся находить решения разнообразных инженерных кейсов, осваивая как инструментарий изобретателя, так и базовые навыки работы с различными материалами.

Под руководством Шперха ученики принимали участие и нередко побеждали в соревнованиях Marble Run, в «Шоу зубчатых колес», конкурсах по созданию машин Рубе Голдберга (устройств, которые выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом), чемпионате World Skills и т. д.

По секрету всему свету

В физкультурных залах советских школ часто встречался плакат с лозунгом «Если можешь плавать, друг, надо постараться научить хотя бы двух на воде держаться». Того же принципа придерживался и Анатолий Альбертович при подготовке к выступлениям на таких важных форумах, как ММСО-2020 и EdCrunch-2018. Если три года назад в фокусе педагога находились новые форматы использования дополненной реальности, STEM- и STEAM-практики в детских технопарках, применение цифровых инструментов во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, то 2020-й, прошедший под знаком пандемии, заставил задуматься об онлайн-практиках. При переходе на дистант многие учителя забыли о важности проектной деятельности для учащихся, полагая, что такую работу невозможно организовать онлайн. Однако Анатолий Альбертович и его коллеги смогли дать ответы на многие непростые вопросы: например, как организовать проектное обучение на онлайн-уроках математики; как связать воедино проекты школьников, живущих в разных регионах, в сфере дополнительного образования. Посмотреть запись дискуссии можно по ссылке. Помимо этого, педагоги обсудили дистант для самых маленьких, а также результаты онлайн-образования – не только академические, но и личностные, и метапредметные.

Последний бой – он трудный самый

Финальный проект, который не успел завершить Анатолий Шперх, – лекторий «Принцип ответственности». Педагогом были запланированы лекции о том, что было очень интересно ему самому, и о чем он очень хотел рассказать детям и взрослым: космос, оптика, корабль «Вояджер», покорение Сибири, искусственный интеллект и многое другое. Лекторий задумывался как площадка для открытых дискуссий, объединяющих гуманитарные и технические науки. Вполне возможно, что этот проект – наследие для развития, оставленное благодарным ученикам и коллегам Шперха. Мы верим, что продолжатели славных дел Анатолия Альбертовича доведут дело до конца, и ни одна из его замечательных инициатив не покроется пылью забвения.

Итоги года – венец творения

На странице сообщества Школы инженерного мышления ЛНМО в соцсети «ВКонтакте» опубликовано новогоднее поздравление Анатолия Шперха. В нем множество благодарностей коллегам, родителям, наставникам, а главное – детям. Любовью к ученикам была пронизана вся его жизнь, его творчество, его работа. Именно эта любовь была «вечным двигателем прогресса», Музой его идей.

Главный итог прошедшего года – мы поняли, что такое школьное сообщество, для чего оно нужно и в чем его сила. И нам теперь не страшны никакие испытания. И если завтра ситуация с пандемией ухудшится, мы вместе с вами со всеми найдем способы справиться с ней. Как справились весной, создав виртуальное школьное здание, в котором продолжали учиться. Как справились летом, сумев организовать летнюю инженерную школу в Белоруссии. Так справимся и впредь. Здоровья вам и счастья, дорогие мои! Надежд и сил для будущих самых немыслимых свершений! Ибо именно сейчас – самое подходящее время для того, чтобы запланировать «сбычу мечт». Которые обязательно сбудутся. Если мы будем идти к их воплощению вместе,– напутствовал в своем поздравлении Анатолий Альбертович.

Задачи ясны. Можно смело приступать к их выполнению. И это будет лучшей наградой и данью памяти Анатолия Альбертовича Шперха, Педагога и Наставника с большой буквы.

Источник фото: vk.com/shperk

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.