- Видели ли вы Семинский перевал с Чике-Таманского?
- Тогда, наверное, лакомились чике-таманской жимолостью?
- А может вы сидели в беседке и любовались Чике-Таманскими окрестностям?
- Нет?
Тогда продолжаем путешествие по «советскому» туристическому маршруту № 75 – Алтайскому южному, используя "Путеводитель по Алтаю" 1963 года издания. Предлагаю прокатиться по Чуйскому тракту от Онгудайских до Ининских окрестностей.
Начало читайте здесь:
Для меня старые путеводители очень интересны – это кладезь информации об эпохе, отдаленной от нас.
Многие названия написаны так, как были указаны в издании. Бросилась в глаза необычность написания знакомых топонимов: Улета, Коркечу, Еломан, Сольджар.
Отрывок текста, представленный здесь, заставил меня подумать над некоторыми фактическими описаниями, вот над какими.
- В первую очередь бросилось в глаза обилие каменных стел в окрестности Онгудая. Сейчас украшают эти ландшафты лишь единицы изваяний.
- Много вопросов вызывает указанная высота перевала Чике-Таман. Высота 1860 метров над уровнем моря вызывает недоумение. Она никак не вяжется с растительным покровом и видовым составом растительности этой местности.
- Я не видела на Чике-Таманском перевале жимолости. Сильно небольшая высота для ее произрастания.
- Нет на сегодняшней физической карте Алтая Урсульской степи, также и как Онгудайской. Интересно, откуда авторы взяли эти названия.
- Никогда не замечала, что с перевала Чике-Таман виден Семинский перевал, надо приглядеться.
«…Окрестности Онгудая богаты историческими памятниками. Здесь можно сделать зарисовки и фотографии каменных столбов, каменных изваяний (баб) и курганов. Особенно большое скопление археологических памятников находится у села Туекта. На полях колхоза «Красный партизан» отмечено 29 каменных столбов высотой 80 сантиметров и один (поваленный) трехметровый столб. В окрестностях этого села и в самом селе имеется более 30 курганов и 6 каменных столбов.
Летом 1954 года в Горном Алтае работала экспедиция института истории материальной культуры Академии наук СССР под руководством профессора С. И. Руденко. Близ села Туекта ученые вскрыли несколько курганов. Здесь были найдены захоронения вождей племен и рядовых общинников, живших более двух тысяч лет тому назад. Обнаружены различные предметы конской сбруи, боевые щиты и стрелы, золотые пуговицы, бисер из сердолика и других цветных камней. Найдены также предметы домашнего обихода. Эти находки свидетельствуют о высокой культуре народов древнего Алтая. Они дают возможность судить о тесной связи древних алтайских кочевников с народами Китая, Средней Азии и Причерноморья. Искусство алтайцев оказывала большое влияние на культуру соседних народов. Об этом ярко свидетельствуют раскопки курганов в восточном Казахстане.
Большой интерес представляют также «писаные скалы» (Бичекту) в окрестностях села Каракол, которые находятся в диком ущелье по речке Каракол, в двух километрах выше ее впадения в реку Урсул. Здесь сосредоточены сотни рисунков, выбитых на скалах. Большая часть из них представляет собой сцены охоты на диких животных – марала, горного барана и кабана. Каракольские рисунки относятся к 7 -8 векам нашей эры.
В селе Онгудай имеется гостиница, телеграф, больница, столовая, хорошие магазины, школа-десятилетка, почтовое отделение. Село электрифицировано и радиофицировано.
От Онгудая дорога становится более разнообразной. Тракт по-прежнему идет долиной зеленоватого Урсула. По правую сторону дороги раскинулись колхозные поля и покосы. Местность носит степной характер. На седьмом километре тракт пересекает небольшую речку Улету. Долина Урсула заметно суживается. Вскоре тракт вступает в красивое ущелье, часто делая повороты. После переезда через мост на речке Малый Ильгумень, мимо деревни Хабаровка, деревня некоторое время идет степной местностью. Вскоре за деревней начинается довольно крутой подъем на перевал Чике-Таман (1860 метров над уровнем моря).
Узкая дорога, извиваясь петлями, окаймленная со стороны обрыва сторожевыми столбиками, идет по самому краю гранитного массива. Среди редкого лиственничного леса по обеим сторонам перевала растут различные кустарники. Тенистые склоны скал поросли мхом и баданом. На самом перевале много маральника, алтайской жимолости, ив и таволги. Встречается на перевале и эдельвейс – растение, прославленное всеми туристами и альпинистами. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда, здесь они не особенно крупные и значительно уступают эдельвейсам высокогорной зоны.
На самой вершине перевала стоит красивая беседка, в которой можно отдохнуть и полюбоваться красотами, открывающимися с вершины этого хребта. Отсюда открывается обширный вид на долину Малого Ильгуменя и Урсульскую степь, еще дальше, в голубой дымке, виднеется Семинский перевал, покрытый темной зеленью леса. С другой стороны раскинулась залитая солнцем долина Большого Ильгуменя и слабо облесенные отроги Теректинского хребта. Вся местность за перевалом носит полупустынный характер: «Как будто это уже не Алтай, а северная Монголия – жаркое дыхание пустыни проникло сюда, изменило и долины и горы, придав им особый отпечаток. Отступили последние леса. На южных склонах – голый камень, на северных – заросли кустарников. Специфичность местности придают крупные кусты караганы Комарова. Они имеют бокаловидную форму, золотистые стволики и длинные плакучие ветви, кое-где усеянные желтыми блестками цветов.
Террасы Катуни сложены ледниковыми наносами. На их плоской поверхности – полынная полупустыня и хаотическое нагромождение валунов, около которых опять же колючие кусты караганника, барбариса, крыжовника и немногие травяные формы», - так пишет об этих местах ботаник А. Куминова в своей интересной книге «По Алтаю».
Вскоре тракт приводит к поселку Купчегень, в окрестностях которого находится редкий памятник далекого прошлого алтайского народа – «каменная баба».
От поселка Купчегень тракт продолжает идти по долине реки Большой Ильгумень и через восемь километров выходит на левый берег реки Катуни, к первому бому «Коркечу».
Еще совсем недавно от местечка Коркечу была паромная переправа на правый берег Катуни, что значительно усложняло движение автотранспорта, идущего по тракту. Левым берегом, где сейчас идет тракт, была лишь тропа, по которой можно было проезжать верхом на лошади.
Здесь проходила довольно трудная вьючная тропа через скалы Иольгоп и опасный бом «Куркош» (Тяжелый вьюк). На пути встречаются один за другим пять бомов: «Коркечу», «Уркош», «Еломан», «Айры-Таш», «Кунгырар». Каждый бом представляет собой гигантские скалы, которые вплотную прижались к стремительной реке.
Особое внимание привлекает предпоследний бом «Айры-Таш», где тракт входит в каменные ворота – узкое ущелье, в котором может пройти только одна машина.
В этих местах Катунь мчит свои воды с большой скоростью и способна смести все на своем пути.
За Катунью виднеется хребет Сольджар, у подножья которого разместилась одноименная небольшая деревня.
Далее тракт проходит через небольшую деревню Еломан, в окрестностях которой на ледниковых террасах растут невысокие кустики крыжовника, алтайского барбариса, колючего караганника, по каменистым осыпям стелется можжевельник с синими ягодами. Местами здесь много мирикарии даурской, внешним видом напоминающей маленькие кипарисы. В конце лета на скалах зацветает крупная бледно-розовая хризантема. Этот своеобразный многолетний полукустарничек встречается только на Алтае. Здесь же растут ценные эфироносы – колюрия и панцерия. Корни колюрии содержат много ценного гвоздичного масла. На склонах бома «Кунгырар» встречаются небольшие серебристые папоротники и другие, редкие и интересные для ботаника растения.
Тракт переходит на правый берег Катуни к большому селу Иня…»
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивные фото и фото автора
Да, хорошо бы было восстановить ту самую известную беседку на перевале Чике-Таман....