Вампир – оживший мертвец, восстающий ночью из могилы, чтобы сосать кровь живых людей.
Толковый словарь Ожегова.
Пожалуй, главным «популяризатором» вампиров стал Брэм Стокер, автор романа «Дракула». Вышедший в 1897 году, роман навсегда заклеймил правителя Валахии, реально существовавшего человека по имени Влад Цепеш, страшным чудовищем, вампиром по имени граф Дракула. Но после выхода романа прошло уже больше 120 лет, и образ современных вампиров несколько изменился, давайте разберемся почему.
Если вы читали роман Брэма Стокера «Дракула», и смотрели старинные фильмы о вампирах, то вы знаете, что изначально эти существа были инфернальными существами, внушающими страх одним своим видом. Я не буду углубляться в старый черно-белый кинематограф, скажу лишь что граф Орлок из фильма «Носферату» полностью отражает вампиров той эпохи. Жуткие, вызывающие панический ужас и ступор, но при этом воспитанные и наделенные изысканными манерами, загадочные аристократы царили на просторах кинематографа. Это продолжалось на протяжении примерно полувека. Всевозможные интерпретации Дракулы, сыгранные разными актерами, кроссоверы с другими монстрами, все возрастающий градус абсурда, всё добавляли вампирам популярности. Но понимаете в чем дело, вампиры и не должны быть популярны, ради сохранения самой атмосферы мистики и тайны, и плюс то, что изначально они выступают как злодеи, монстры, убивающие невинных людей. Но они стали частью поп-культуры, сейчас уже практически забытой, но все же её частью. Вампиры меняются вместе с эпохой, если в старых фильмах они были, или пытались быть аристократами, то в новой эре они стали просто машинами убийства.
В 90-х годах вампиры превратились из одного, но чертовски сильного существа, таинственного графа, обитающего в замке, в хищную стаю, всё разрастающуюся, и бездумно пожирающую все на своем пути. Яркий пример этому – фильм «От заката до рассвета» режиссера Роберта Родригеса, по сценарию Квентина Тарантино, где кровососы хоть и не выходят за границы определенной территории, но все-таки имеют огромную численность, и ничего от плавного подкрадывания к жертве на манер вампиров начала двадцатого века.
В этом фильме перед нами предстают существа, голодные до человеческой крови, и никакой сдержанности и томления не осталось и в помине, наоборот, когда наступает назначенный час, эти вампиры, принимая боевую трансформацию, начинают рвать людей на куски, нисколько не заботясь о сохранении драгоценной крови, и поистине наслаждаясь процессом. В фильме вампиры имеют традиционные слабости – серебро, кресты, солнечный свет, святая вода, деревянный кол. Именно эти предметы считаются традиционным набором охотника на вампиров, хотя изначально чтобы убить вампира нужно было отрубить ему голову, и сжечь тело. Так же, теперь кровососы не могут появляться на свету, хотя Дракула мог, и преспокойно себя чувствовал. Затем выходят такие знаковые фильмы как «Вампиры» 1998 года и «Блейд». В них кровососы вновь предстают перед нами как орды нежити, стремящиеся сделать мир своей кормушкой. Исключение составляет фильм «Дракула» 1992 года режиссера Френсиса Форда Копполы. В этом фильме граф не хотел править миром, или возвеличить расу вампиров, он просто хотел вновь обрести любовь, и снова вернуть смысл своему вечному существованию. Этот фильм представляет из себя отличную экранизацию романа Брэма Стокера. Именно в этом фильме Дракула наделен аристократичностью и манерами вампиров начала века, но в тоже время он представляет из себя настоящего монстра, способного убивать людей сотнями. Режиссер добавил в фильм один немаловажный факт – он провел любовную линию между Миной и Дракулой, хотя в оригинальном романе её не было, но это пошло фильму только на пользу, так как позволило увидеть в кровожадном графе неизмеримо больше глубины и человечности, чем в простом вампире. Но, так же в фильме хорошо заметно, что несмотря на свои чувства к Мине, к остальным людям Дракула не испытывает никакой жалости, режиссер не злоупотреблял любовью, всегда оставляя место для нагнетания чувства опасности. Гэри Олдман сыграл в этом фильме просто безукоризненно, и это произведение по праву считается одним из лучших фильмов о вампирах.
В 2003 году выходит фильм «Другой мир», и здесь начинают прослеживаться первые изменения. Теперь вампиры ходят в кожаных плащах, живут в особняке, занимаются непонятно чем (помимо охоты на оборотней), и ходят с невероятно серьезными и загадочными лицами. И так же все вампиры ухоженные и красивые люди, модельной внешности, разве что слегка бледные. Никакого ощущения ужаса и таинственности от них не исходит, такое ощущение что это представители какого-то элитного общества, они какие-то гламурные, и это очень настораживало в то время. Плюс совершенно неуместная и главное ненужная любовная линия, между актерами вообще отсутствует какая-либо искра и страсть, зачем это сделано – непонятно.
Ну и наконец в 2008 выходит фильм Сумерки, и это было начало конца для фильмов о вампирах. Подаваясь абсолютно серьезно, этот фильм представляет из себя слезливое повествование о том, как школьница влюбилась в симпатичного красавчика, а когда узнала, что он вампир, то её любовь начала увеличиваться прямо пропорционально количеству бреда в этом фильме. Помимо вампиров-вегетарианцев (вы только вдумайтесь в это!), в этом фильме напрягает то, что в саге о вампирах, сами кровососы находятся на вторых ролях, уступая место болтовне о любви и уникальности главной героини, которая в то же время простая девчонка. Вообще двойственность – отличительная черта этой серии. Посудите сами – главная героиня обычный человек, но в то же время она особенная, семья Калленов - мистические существа, с огромной силой и бессмертием, но в то же время учатся в школе, они вампиры, но в то же время людей не убивают, Белла вроде как с Эдвардом, но в то же время неравнодушна к Джейкобу, Эдвард вроде как холодный, живой труп, но в то же время у него и член стоит.
После окончания серии Сумерки, фильмы о вампирах начали вымирать. Просто потому что все вдоволь наелись этой вампирской тематики, которая продолжалась пять лет, а нишу массового кино уже занимали фильмы о супергероях, которые сейчас представляют из себя надутый пузырь, который рано или поздно лопнет. Сейчас найти хороший фильм о вампирах задача сложная, потому что частенько это бывают трешовые фильмы категории Б. Есть такой фильм «Что мы делаем в тени» или как наши горе-переводчики его назвали «Реальные упыри», а также сериал «Что мы делаем в тени» - вот это действительно стоящий продукт, если вы любитель черного юмора. Я знаю, что не разобрал и не упомянул множества фильмов, но я хотел разобрать самих существ, как они менялись со временем в кинематографе.
Подводя итог, скажу, что вампиры менялись вместе с сознанием людей, и соответственно вместе с течением времени и развитием кинематографа, и сейчас они просто позабыты, отправившись на полку в архиве массовой поп-культуры. Менялось, как и окружение самих существ, так и их внешний вид, и поведение, но в последнее время эти изменения свели в могилу бессмертных существ. Сегодня никто просто не воспринимает всерьез фильмы о вампирах, а ведь когда-то они были воплощением ужаса. Возможно мы когда-нибудь еще увидим действительно хороший фильм об этих созданиях, но для этого нужно время, и иное восприятие людей.