Не стало Василия Ланового.
Во всех возрастах красивый какой-то «несоветской» - скорее, античной, мраморной – как бюсты древнеримских аристократов – красотой, всегда стройный и подтянутый, он задавал настолько высокую планку русской театральной и кинематографической школы, что дотянуться до неё под силу было лишь единицам. Да, уже «было». С огромной долей уверенности можно сказать, что высота эта останется не взята: просто некому уже. Его не нужно было называть по имени – как например «Петр Иванов» или «Алексей Семенов». Он был просто – «Лановой». Произнеси «Лановой» - и перед глазами возникнут его капитан Грей, Варавва из «Офицеров», Анатоль Курагин, Вронский, генерал Вольф из «Семнадцати мгновений весны» и... крошечный эпизод из «Полосатого рейса». Даже если бы Лановой не создал более ничего, то уже был бы в пантеоне Величайших Советских Актеров. По счастью он сделал много больше. Одно только многолетнее служение в театре Вахтангова характеризует его как подвижника театрального искусства, каких немного.
«Лановой» - это российский бренд. Такой же, как «Кремль», «Эрмитаж» или Александрийский столп. С его уходом бренд не исчезнет. Всё – в его фильмах. Если какому-нибудь безумцу вздумается сделать ремейк «Офицеров» или очередную экранизацию «Войны и мира», - посмотрите сперва на работу Ланового и задумайтесь: ничего у вас не выйдет. Потому что есть Эвересты, взять которые не дано никому.
Почему-то уверен, что скорбеть не нужно. Просто там наверху кому-то понадобился красивый гордый человек с красивой судьбой – прямой и нелживой. Это – нормально. Это не Лановой ушёл... Это мы, те, кто ронял скупую слезу под "От героев былых времен...", кто хохотал над фразой "Красиво плывут!.. Вон та группа в полосатых купальниках", умираем... Как умирает если не физически, то душою всё, лишённое красоты и памяти.
И – давайте ещё раз вспомним лицо этого человека - удивительного и прекрасного.