Найти тему
Герои Истории

Тачка с парусом – шедевр китайской технической мысли

Хорошо известно, что китайцы подарили миру порох, бумагу и у-шу. Существует версия, что Китай был родиной ещё одного важнейшего изобретения, не менее ценного для всего человечества, а именно – тачки для транспортировки грузов. Европейцы пользуются тачками более восьмисот лет, а в Китае, по историческим свидетельствам, это устройство было известно на десять веков раньше.

Китайская армия применяла тачки с колесом для перемещения продовольствия и военных грузов еще во II веке нашей эры. Такая тачка называлась «деревянный бык». Один солдат мог перевезти на ней столько пищи, что можно было прокормить четырех человек в течение месяца. Длительное время воевавшая с кочевниками китайская армия использовала тачки не только для транспортировки, но и в качестве элементов оборонительных мобильных фортов при отражении кавалерийских атак – тактика, примененная впоследствии поселенцами на Диком Западе с использованием четырехколесных повозок.

В Древнем Риме в то время строители использовали громоздкие ручные носилки. Вполне вероятно, что идея использования тачек была занесена в Европу из Китая вместе с древними торговцами или кочевыми племенами. Европейские тачки мало менялись на протяжении веков – колесо впереди, рама с грузовым пространством посередине, две ручки и человек сзади, который поднимает груз и толкает его вперед. Чем тяжелее груз, тем больше усилий приходится прикладывать человеку.

Крестьянин с тачкой. Художник Ж.Ф. Милле, 1848 г
Крестьянин с тачкой. Художник Ж.Ф. Милле, 1848 г
Образец старинной тачки. Источник wikimedia.commons
Образец старинной тачки. Источник wikimedia.commons

Устройство китайской тачки иное – по центру рамы находится большое колесо, на которое приходится вес груза. Оператору приходится прикладывать минимальные усилия для того, чтобы управлять таким устройством – держать равновесие и толкать вперед. Такая тачка хорошо маневренна и позволяет, в отличие от её европейского собрата, перевозить грузы весом до 300 килограмм на средние и даже дальние расстояния. Помимо грузов можно было перевозить и людей, даже шесть человек сразу.

На улицах Шанхая. Фото из свободных источников
На улицах Шанхая. Фото из свободных источников

Устройство было очень эффективно и китайцы делали всё возможное, чтобы сохранить его конструкцию в секрете. Дополнительно китайские крестьяне использовали для тяги тачки животных – запрягали в упряжку ослов или мулов. С началом эпохи индустриализации появились варианты монорельсовых железных дорог, приспособленных под быстрое перемещение одноколесных тачек.

На полях: китайская тачка. Фото из свободных источников
На полях: китайская тачка. Фото из свободных источников

Тачка была незаменима в сельском хозяйстве, в условиях города, и, что очень важно для Китая, при проведении ирригационных работ.

Применение тачек во время борьбы с наводнениями, Шаньдун, 1973 г.
Применение тачек во время борьбы с наводнениями, Шаньдун, 1973 г.

Создание впечатляющей сети искусственных каналов, едва ли бы было возможно без использования такого транспорта. Например, Великий канал, соединяющий порты Шанхай и Тянцзин с Пекином и внутренними районами страны, имеет протяженность порядка 1800 км. Канал, строившийся две тысячи лет с VI в. до н. э. до XIII в. н. э. до сих пор является древнейшим гидротехническим сооружением мира.

Самый удивительный вариант – использование паруса, подобного тому, что крепился на джонках. Дата появления парусной тачки неизвестна, однако, такие конструкции могли наблюдать западные путешественники ещё в середине XX века в прибрежных провинциях Китая.

Почему одноколесная тачка появилась именно во II веке нашей эры? В конце этого столетия произошел распад империи Хань на несколько царств, что сопровождалось экономическим и культурным упадком Китая. Пришла в негодность сеть дорог, поддержание которой требовало значительных средств, выделявшихся ранее из имперской казны. Использование экипажей и повозок стало затруднительным. Их место и заняла одноколесная тачка – универсальное и эффективное транспортное средство.

Д.М.

Рекомендую к прочтению:

"Почему Китай никогда не станет мировым гегемоном"

"Китай 1820 года – крупнейшая экономика мира"

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!