Хорошо известно, что китайцы подарили миру порох, бумагу и у-шу. Существует версия, что Китай был родиной ещё одного важнейшего изобретения, не менее ценного для всего человечества, а именно – тачки для транспортировки грузов. Европейцы пользуются тачками более восьмисот лет, а в Китае, по историческим свидетельствам, это устройство было известно на десять веков раньше.
Китайская армия применяла тачки с колесом для перемещения продовольствия и военных грузов еще во II веке нашей эры. Такая тачка называлась «деревянный бык». Один солдат мог перевезти на ней столько пищи, что можно было прокормить четырех человек в течение месяца. Длительное время воевавшая с кочевниками китайская армия использовала тачки не только для транспортировки, но и в качестве элементов оборонительных мобильных фортов при отражении кавалерийских атак – тактика, примененная впоследствии поселенцами на Диком Западе с использованием четырехколесных повозок.
В Древнем Риме в то время строители использовали громоздкие ручные носилки. Вполне вероятно, что идея использования тачек была занесена в Европу из Китая вместе с древними торговцами или кочевыми племенами. Европейские тачки мало менялись на протяжении веков – колесо впереди, рама с грузовым пространством посередине, две ручки и человек сзади, который поднимает груз и толкает его вперед. Чем тяжелее груз, тем больше усилий приходится прикладывать человеку.
Устройство китайской тачки иное – по центру рамы находится большое колесо, на которое приходится вес груза. Оператору приходится прикладывать минимальные усилия для того, чтобы управлять таким устройством – держать равновесие и толкать вперед. Такая тачка хорошо маневренна и позволяет, в отличие от её европейского собрата, перевозить грузы весом до 300 килограмм на средние и даже дальние расстояния. Помимо грузов можно было перевозить и людей, даже шесть человек сразу.
Устройство было очень эффективно и китайцы делали всё возможное, чтобы сохранить его конструкцию в секрете. Дополнительно китайские крестьяне использовали для тяги тачки животных – запрягали в упряжку ослов или мулов. С началом эпохи индустриализации появились варианты монорельсовых железных дорог, приспособленных под быстрое перемещение одноколесных тачек.
Тачка была незаменима в сельском хозяйстве, в условиях города, и, что очень важно для Китая, при проведении ирригационных работ.
Создание впечатляющей сети искусственных каналов, едва ли бы было возможно без использования такого транспорта. Например, Великий канал, соединяющий порты Шанхай и Тянцзин с Пекином и внутренними районами страны, имеет протяженность порядка 1800 км. Канал, строившийся две тысячи лет с VI в. до н. э. до XIII в. н. э. до сих пор является древнейшим гидротехническим сооружением мира.
Самый удивительный вариант – использование паруса, подобного тому, что крепился на джонках. Дата появления парусной тачки неизвестна, однако, такие конструкции могли наблюдать западные путешественники ещё в середине XX века в прибрежных провинциях Китая.
Почему одноколесная тачка появилась именно во II веке нашей эры? В конце этого столетия произошел распад империи Хань на несколько царств, что сопровождалось экономическим и культурным упадком Китая. Пришла в негодность сеть дорог, поддержание которой требовало значительных средств, выделявшихся ранее из имперской казны. Использование экипажей и повозок стало затруднительным. Их место и заняла одноколесная тачка – универсальное и эффективное транспортное средство.
Д.М.
Рекомендую к прочтению:
"Почему Китай никогда не станет мировым гегемоном"
"Китай 1820 года – крупнейшая экономика мира"
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.