Найти тему
26,6K подписчиков

А вы смотрели фильм "Чужие"?

Фото с экспозиции в Anna Nova Gallery (Петербург, ул. Жуковского), Ирина Дрозд, 2019.
Фото с экспозиции в Anna Nova Gallery (Петербург, ул. Жуковского), Ирина Дрозд, 2019.

Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что их автор уже покорила и ММОМА в Москве и Русский музей в Петербурге.

И сегодня такой эксперимент. Научная фантастика, но совсем не в стиле братьев Стругацких. В общем, надеюсь вы дочитаете до конца 😅

Глядя на эти работы Ирины Дрозд (1983), она кстати из Петербурга, первое, что приходит на ум - фильм "ЧУЖИЕ", где монстры есть идеальная машина для убийства, чье физическое превосходство сочетается с феноменальной жаждой уничтожения. Они есть совершенные организмы.

И это первое, сиюминутное впечатление провоцирует любопытство и желание разглядеть объекты по-внимательнее, подробнее.

И вот тогда, после пристального рассмотрения (а это мелкая пластика) появляется ясность, которая в общем-то, совсем и не ясность, но хоть что-то проясняет (такое масло масляное, на мой взгляд, очень в духе contemporary art).

Перед нами действительно СОВЕРШЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ, на этом все, занавес😂

Шучу конечно.

Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-2
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-3

Часть этих чужих занимается обычными, довольно безобидными человеческими делами - тот молится, а тот лежит в ванной или этот, который ездит на мопеде. И, кажется, что они даже безопасные, скорее вредные и страптивые, нежели угрожающие. Другие вообще есть еда - они уже готовы к употреблению.

Но вот, что странно - они ХОТЯТ, чтобы их съели.

И все они одинаково грустны - такая глубокая человеческая грусть, переходящая в отчаяние. И как-то тревожно становится, не за них - за себя.

Кто они, эти странные существа, такие узнаваемые и, одновременно, совсем чужие?

И здесь я предлагаю вспомнить про фишку XXI века (хотя, конечно, не только XXI) - генную инженерию. Эти монстрики есть ее последствия - ошибка это или намеренная МУТАЦИЯ мы никогда не узнаем. Нас просто поставили перед фактом, заявив "это существует!".

И в общем-то становится понятно, почему этот чужой так похож на птичку, а тот - на кальмара, а те вон на устрицы и креветку.

И ясно почему они все одинаково глубоко грустят, даже в каком-то смысле плачут. Вернее, о ком они плачут.

А плачут они о себе, но не потому что в данный конкретный момент их съедят (они ведь хотят, чтобы их съели). Они плачут о том, что их виды на планете Земля вымирают, что природный мир чахнет и у них попросту нет шансов.

И их единственный шанс - это стать вот такими мутантами, созданными рукой, конечно, человека. Того самого человека, по вине которого их мир рушится, ибо он, человек, вторгается туда, куда, собственно, ему вторгаться совсем не стоило бы.

И если бы он, человек, один пришёл в гости, так нет же, с ним целая свита прогресса и всевозможных новаций...

Но как далеко может зайти эта мутация?

Тут-то вновь и возникает чувство тревоги за себя. Хотя, кажется, оно не покидало с самого начала.

Почему? Потому что перед нами ПАРАЗИТЫ, которые попадают в организм человека, притворившись привычными устрицами и кальмарами, и не убивают (хотя как посмотреть, ведь того человека, что был прежде уже не будет), но поражают организм, всецело видоизменяя саму человеческую природу.

Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-4
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-5

И не то, чтобы они это делали специально, у них просто нет выбора.

И тогда, те, что на тарелке, ещё только готовятся исполнить свою миссию, а те, кто занят вполне привычными для людей делами - уже сделали свое дело. Человек трансформировался в ГИБРИД.

Кто в этом виноват? Да сам человек и виноват. И тот генный инженер, что творил новую природу, конечно во благо, но вышло как всегда. И тот, кто явился туда, в их, ещё архаический по сравнению с человеком, мир и нарушил привычный, природный ход вещей (тоже, конечно, во благо, у нас все всегда только во благо).

И как-то волей не волей, боясь за себя, ты становишься на сторону этих крохотных монстриков. И совсем путаешься в системе координат.

Да и как тут не запутаться, когда это сюрреализм.

И вот то, что казалось гипернатуралистичным вдруг становится очень сделанным и искусственным, а то, что казалось выдуманным становится абсолютно реальным и очень каким-то знакомым, настолько, что становится даже жутко.

И эта знакомость вдруг из предметной переходит в художественную: в первую очередь это конечно Дали, но не только он.

Здесь и голландский натюрморт XVII века, когда за всяким изображением стоит моральный урок, хотя, в данном случае хочется написать укол. И, конечно, во все времена устрицы - это про сексуальное, про мирские плотские удовольствия, но и про душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в жизнь вечную, ну или новую. Да и глаз - это не только масоны, но это духовное видение, познание истины, это зеркало души.

Есть здесь и привкус барочной патетики. И...

И, в общем-то, мы вновь возвращаемся к началу - перед нами действительно СОВЕРШЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

Занавес.

Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-6
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-7
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-8
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-9
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-10
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-11
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-12
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-13
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-14
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-15
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-16
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-17
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-18
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-19
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-20
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-21
Сегодня про молодое актуальное искусство, то, которое скорее встретишь в галереях, нежели в музеях.-22
Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм