Автор: Кирилл Федяшев
Наверное, многие слышали историю, что на кораблях не бывает туалетов, на корабле есть только гальюн. Как ни называй это прозаическое место проведения своего времени, мы решили представить материал Бена Зартмана о том, как можно провести апгрейд своей яхтенной сантехники.
В этом был наш подход к морским походам с тех пор, как мы начали курсировать на своей Ganymede, “почти самодельной” одномачтовой парусной яхте модели Cape George 31, чтобы браться за наши довольно несложные судовые системы, с которых мы начинали, и оптимизировать их, насколько это возможно. Итак, мы решили отказаться от мотоциклетного аккумулятора, который мы вначале использовали для запуска подвесного двигателя, в пользу тросовой тяги; топливо теперь находится в 5-галлонной (18,9 л) пластиковой емкости из-под кондиционера для стирки белья с прорезанным в ней отверстием для шланга (получается меньше протечек и запаха, чем у типового бака); ручной масляный насос мы нашли на свалке на одной колумбийской верфи. Список можно продолжать и дальше: достаточно сказать, что почти все стало проще в устройстве и стало меньше движущихся частей, чем было вначале.
В течение первых нескольких лет наших круизных походов, когда мы исследовали Центральную и Южную Америку, в некоторых местах посещения наша “санитарная стратегия” представляла собой проверенное на практике резиновое #ведро. В местах с более современными удобствами строгий запрет на использование специально предназначенных насосных станций выглядел несколько ироничным из-за полного отсутствия таких сооружений. Я бы с радостью дождался того дня, когда в каждой гавани будет сооружение для откачивания отходов жизнедеятельности, и прибрежные города больше не будут сбрасывать сточные воды прямо в море. Но сейчас другое время, и такова была ситуация в местах, где мы обычно путешествовали.
Возвращение в Соединенные Штаты стало новой проблемой. Там есть специально отведенные откачки, и добросовестный моряк непременно захочет ими воспользоваться. Понимая, что мы собираемся какое-то время путешествовать во внутренних водах, я установил сборный бак и фарфоровый унитаз. Поскольку другого места не было, сточный бак разместился в крохотной кабинке, где мы обычно вешали штормовую одежду и прятали корзину для белья. Самым большим преимуществом его нахождения в этой кабинке является то, что от туалета до этого бака проходит очень короткий отрезок #шланга - т.е. сам водопровод не проходит под койками экипажа или через какие-либо переборки и всегда полностью доступен. Еще одно преимущество состоит в том, что бак на 20 галлонов (75,7 л) занимает так много места, что в очень суровые штормовые ночи нет никаких шансов упасть с унитаза, потому что вы находитесь в очень тесном пространстве. Может, это и неудобно, но кто же ходит в море за удобством?
Я всегда хотел оборудовать туалет типа Wilcox-Crittenden «Skipper», с литым бронзовым корпусом и очень элегантной рукояткой насоса. К сожалению, их больше не производят, а если бы они были, на нашей лодке просто не нашлось бы места для такого туалета. В итоге, моим выбором №2 стала модель Lavac, главным образом, потому, что она кажется самой простой и надежной моделью яхтенного туалета. Кроме того, из-за ограниченного пространства, о котором я уже упоминал, нужно было оставить возможность установить насос отдельно от унитаза. Я решил установить насос на переборке наверху, что идеально подходило для детей, которые могли стоять на закрытой крышке унитаза и тянуть за ручку сколько душе угодно.
Теперь, сколько бы места ни занимал сточный #бак на 20 галлонов, он уже не казался таким уж большим, даже когда пять человек вносят “свой вклад” в его наполнение. Кроме того, нам довольно часто удавалось находить насосную станцию. Поскольку система была закрытой (на Ganymede еще не было сквозных корпусов), единственный способ самостоятельно опорожнить сточный бак - это приспособить запасной ручной насос к палубной арматуре и перебросить шланг через борт, и выкачать содержимое за борт таким образом. Такая операция определенно не для слабонервных, особенно когда выходишь в море в суровую погоду.
Я старался не прокладывать на Ganymede какие-либо сквозные соединения в корпусе, когда строил и оборудовал его, по той простой причине, что просто не люблю, когда корпус сквозной, и не доверяю таким конструкциям. Как бы хорошо они ни были изготовлены и установлены, нельзя отрицать, что именно они являются слабым звеном при расположении ниже ватерлинии, а шланговые соединения с зажимами часто становятся местом появления неисправностей и повышают вероятность затопления. Однако нельзя было отрицать, что какой-то водоотвод все же понадобится, если мы снова захотим отправиться в круиз по морю или в чужие страны, и водозабор тоже нужен: до сих пор мы просто набирали воду в таз, чтобы смывать в туалете.
Тем не менее, я не мог заставить себя использовать обычные бронзовые сквозные корпуса и забортные кингстоны. Ведь моряк должен спать по ночам, если он не на вахте! Вместо этого я заказал у McMaster-Carr толстостенные трубы из стекловолокна. Затем, поставив лодку на жесткую опору, я вырезал отверстие для трубы большего диаметра с одной стороны трюмного поддона и отверстие меньшего размера с другой стороны. Теперь входная и выходная стороны будут полностью разделены килем яхты; таким образом, не было особого шанса всосать то, что только что откачивали.
Поскольку стекловолоконная труба совсем негибкая, мне пришлось провести тщательные замеры с Т-образными скосами, чтобы убедиться, что стыки труб располагаются именно там, где нужно. Затем я разрезал трубы и склеил стыки вместе с помощью густого эпоксидного клея. Я позаботился о том, чтобы выпускная труба была максимально прямой, без лишних изгибов и поворотов. Впускная труба идет поперек с противоположной стороны трюма, прежде чем повернуть параллельно другой стороне.
Потребовалась тщательная сухая подгонка и точная настройка, прежде чем я освоился со всей конфигурацией, и как только все подошло, я поставил большую трубу на место и удерживал ее там с помощью стяжек из стекловолокна, которые сделал из самой трубы. И на всякий случай я выдавил немного клея на сами стяжки, чтобы они не соскочили с трубы. Убедившись, что труба и отверстие в Ganymede также были покрыты толстым слоем загущенной эпоксидной #смолы, я прочно прикрепил трубу к внутренней части корпуса с помощью нескольких кусков карбонового волокна.
После того, как первая фаза была завершена, я аналогичным образом установил и закрепил впускную трубу. Поскольку такой водопровод простирается на большое расстояние внутри трюмного поддона, на полпути его прохождения я приклеил дополнительную опорную стойку, на случай, если кто-то уронит в том месте что-то действительно тяжелое, хоть это и крайне маловероятно.
После высыхания клея все, что мне нужно было сделать снаружи, - это отшлифовать выступающие трубы заподлицо с корпусом и убедиться, что я также нанес противообрастающее покрытие внутри, насколько могла дотянуться кисть.
Отстойник трюма Ganymede, хотя и легко доступен для очистки и осмотра, никогда не был красивым местом. Просто я не планировал как-либо “украшать” такие места яхты во время строительства. Но теперь, когда там все равно потребуется много шлифовки, было бы стыдно оставить его совсем без внимания. И поэтому я отшлифовал поверхности - наждачкой с зернистостью 80, вручную, где трудно было подобраться шлифовальной машиной, - и затем еще загрунтовал и нанес слой серой краски Bilgekote. Признаюсь, отстойник все еще выглядит некрасивым, но у него хотя бы появился однородный цвет, и в нем стало меньше вмятин, способных удерживать грязь.
На верхнем конце трубы я установил шаровые краны Marelon - было бы неудобно, если бы они находились ниже ватерлинии. В настоящее время они находятся в паре футов выше ватерлинии, а это значит, что их можно снимать, оставляя лодку в воде, если потребуется обслуживание или замена. Возможно, я мог бы обойтись и без них, но мне нужны были простые инструменты, чтобы перекрывать трубы, если, например, сломается сифон. С сантехникой всегда лучше перестраховаться.
Как и все на маленькой #лодке, потребовалась тщательная подготовка, чтобы все шланги, клапаны, угловые соединения сифонов и другие фитинги мирно совместились друг с другом, поскольку изначально Ganymede не создавался с учетом всей этой сантехники. Преимущество, однако, заключается в том, что теперь Y-образным клапаном можно легко управлять и, если потребуется, заменять фильтр, не копаясь где-то в темном шкафу, т.е. все обслуживание легко выполняется без особых препятствий.
Вот так все и получилось: единственная судовая система на Ganymede, которая стала скорее сложнее, чем проще. И хотя мне не нравятся понесенные расходы и то место, которое все это занимает, я должен признать, что фарфоровый унитаз гораздо более стильный и удобный, чем старое резиновое ведро. Так что я не жалею об этом - я просто надеюсь, что остальной мир догонит нас и вскоре установит откачивающие станции в каждой гавани.
-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш Дзен-канал и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!