Найти тему
Елена Евгеньева

Группа Дятлова. Знаки с земли

Не далее как вчера в частном порядке мне был задан вопрос, а не боюсь ли я, что раскрытие мной загадки гибели группы Дятлова кто-нибудь попытается присвоить. Вопрос мне показался некорректным в том плане, что загадки гибели дятловцев как таковой не существует, поскольку те, кому следует, с самого начала знали и знают, что и как произошло поздно ночью 1 февраля 1959 года, располагают всеми материалами и доказательствами. Другое дело – сокрытие этого факта от остальной части общества.

Поэтому присвоение кем-то логического заключения (единственно возможного, на мой взгляд) о гибели группы, к которому я пришла и которое описала во вчерашней статье «Нёлолов, онтолов, лов», что в переводе с манси означает «восемь, девять, десять», меня совершенно не волнует. А вот моё психоаналитическое литературоведческое исследование на тему «Шифр – как единственно возможный способ верификации» на материале писем дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон и повести Юрия Евгеньевича Ярового «Высшей категории трудности» о гибели группы Дятлова защищено авторским правом.

Не боюсь ли за свою жизнь и жизнь своих близких? Все, кто действительно вплотную подходил к разгадке тайны гибели группы Дятлова, ниточки которой напрямую тянутся в наши дни и являются подоплёкой происходящего сейчас, поплатились за это своей жизнью. Не боюсь ли? Да, боюсь. Но я в долгу перед ребятами…

...Вот и снова кончается январь. Время имеет обычай ходить по кругу. Это сейчас электронные часы сбивают людей с толку, подсовывая мысль о линейности, а то и о точечности времени. А ведь в циферблатные времена всё было по-иному. Время, подобно голове подсолнуха, поворачивалось вслед за своим старшим небесным заводилой и заводило людей в положенные для той или иной поры медвежьи углы бытия. Была пора умирать и была пора рождаться.

А бывают последние дни января. И первые числа февраля…

Я в долгу перед вами, ребята. В неоплаченном и неоплатном. Впервые вы вышли на мою дорогу 2 февраля 2003 года. Но всё по порядку. Поздно ночью 31 января раздался такой тревожный звонок, что трубку можно было даже не поднимать. Было ясно, что пришла очередь траурной одежды из самой дальней части шкафа. Умер дядя. Хоронят второго февраля. После оттепели и обильных снегопадов вдруг грянул сильный мороз, дороги были непролазные. Успели мы только на кладбище, мы с мужем и моя сестра. Проводили в последний путь и надо возвращаться назад. Отъехали километров сорок. Кругом лес. Вдруг каким-то боковым зрением впереди справа на дороге вижу группу легко одетых ребят с рюкзаками. Идущий предпоследним оступается и падает. Даже не кричу, а хриплю мужу «Стой!». Он мгновенно прижимается к правой обочине. Меня пронзает острая боль над левой бровью. В это мгновение нас обгоняет БМВ, на повороте машину заносит влево, она взлетает на снежный бугор и переворачивается на него. Водитель быстро выползает из салона и машет нам бегущим: жив! Жив! Хромая, отходит к лесу, садится на какой-то то ли пень, то ли лежащий ствол, шарит по карманам в поисках телефона. Скорую вызвать? Отрицательно качает головой. Мигалки, техпомощь? Ну сам так сам. Возвращаемся на то место, где мне померещилась группа ребят. Никаких следов. Объясняю себе видение погодной аномалией, с минус 20 температура вдруг резко поползла вверх, в воздухе стоит густая белая взвесь, вот на фоне леса и померещились силуэты. Вдруг понимаем, что у всех нас телефоны выключены, забыли включить после кладбища. На все три сразу приходят сообщения, около ста пропущенных звонков. Возвращайтесь назад, только что умерла бабушка.

Потом были стихи. Внезапные, из ниоткуда. Из не меня. Просто слушала и преобразовывала тишинные колебания в строки.

Безымянная лошадь приходит в орешник,
разгребает сугробы, поводит ушами,
а точнее стрижёт, – выражение здешних
до охоты охочих, бегущих ашама.

Мне видна её поступь с изогнутой шеей,
грива цвета берёз после первой оттайки.
Ближе к марту орешник пыльцой хорошеет.
Или это синиц непоседливых стайки?

Что-то ищет и молча, найдя ли, теряя,
исчезает в рассветах, каурых и чалых,
белым облаком в снежных туманах сгорает
безымянная лошадь – хранитель печали...(26 января 2010 года).

что такое ашам, откуда оно пришло, это неизвестное мне слово?

Второй раз вы пришли ко мне в конце апреля 2010 года. Просто встали шеренгой на южном горизонте. Таял снег, в воздух поднималась белая взвесь. Вы были очень прямыми и очень строгими. И я понимала каким-то пятым-десятым чувством – мне держать перед вами ответ. Вот здесь, вот сейчас. Мне просто надо понять, какую весть вы пытаетесь мне передать из вечного 2 февраля.

2 февраля 2015 года:

траурный
контур
и
чёткий

след
на кипящем
снегу

пора
нанизывать
чётки
и
скорбною
линией
губ
усталого
горизонта
шептать
"О, кровь и вода..."

и,
может
быть,
в сердце
солнце
останется
навсегда

А сейчас вы приходите каждую ночь. Толпитесь на кромке моего сна, машете руками, говорите все сразу. И я ничего не могу с этим поделать. Потому что до 2 февраля еще несколько дней.

...

Когда над поисковыми группами пролетал вертолет, группа могла подать знаки: люди на снегу в форме буквы «П» – поиск продолжаем, «Т» – требуется помощь, «Х» – группа найдена…

Яровой в своей книге «Высшей категории трудности» о группе Дятлова дает главному герою фамилию – Сосновский.

SOS…