О том, что у меня есть некий пунктик по поводу еды, я узнала, когда начала прикорм со старшей дочкой. Ну не могла я оставить ни грамма еды на тарелке или в баночке с детским питанием. Мне нужно было скормить ребёнку всё до последней капли. А с этим у нас как раз были большие проблемы. Дочка обычно очень быстро съедала несколько первых ложек, а дальше начиналось мучение. Она могла по полчаса держать одну ложку во рту, даже если это было пюре. Касалось это очень многих продуктов. А список любимых блюд был очень мал. На какие только ухищрения я не шла для того, чтобы накормить ребёнка. Вмешивала любимую еду в нелюбимую, давала вприкуску, заставляла, ругалась, книги, мультики — не помогало ничего. Наши кормления проходили минимум по часу. Попытки увеличить интервалы между приёмами пищи и больше гулять давали временный эффект. Прошло всё это само собой только после пяти лет.
Казалось бы, можно было просто не кормить, выбросить недоеденное или доесть самой. Но я не могла это сделать. У меня была твёрдая внутренняя установка: 1) выбрасывать еду нельзя; 2) всё, что лежит в тарелке, надо доедать; 3) если ребёнок будет так мало есть, то непременно похудеет и недополучит множество полезных веществ. Откуда взялась эта установка я вначале не могла понять. Но она изрядно попортила нервы не только мне, но и всей нашей семье.
Позже история практически один-в-один повторилась со второй дочкой. Темы еды стала для меня просто больной. За столом были постоянные детские капризы, слёзы, еда по часу-полтора и моё растущее раздражение. Я понимала, что дальше так продолжаться не может.
Мы с мужем неоднократно разговаривали на эту тему. Он просил меня изменить свой взгляд на этот вопрос. Говорил, что своим таким поведением я добьюсь того, что у детей разовьётся отвращение к любой еде в принципе. Я уже готова была пойти к психологу, потому что сама не могла справиться с ситуацией. Головой я понимала, что нужно всё менять. Но на деле моя установка была сильнее меня, я просто не могла перешагнуть через это внутреннее убеждение.
Я поделилась своей проблемой с родителями и бабушкой. А она рассказала: "Ты была такая же".
И тут я вспомнила, как в раннем детстве тоже подолгу сидела за столом, как нервничала, расстраивалась и сердилась из-за этого бабушка. Вспомнила слова моей бабули, которые она очень часто повторяла. Что хлеб всему голова и выбрасывать его грех. Что нужно всегда доедать всё, что лежит в тарелке, а то силу свою оставишь. Повзрослев, я поняла, почему она так говорила. Раннее сиротство, детский дом, война, голод. Ценность еды для неё была слишком высока.
Но в моём случае я никогда не голодала. А значит и причин для такого поведения у меня не было. Но я впитала, как губка, убеждения и взгляды своей бабушки относительно еды.
Понимание причины такого моего не вполне адекватного отношения к еде было первым шажочком к "выздоровлению". Я осознанно старалась заставить себя отказаться от прежних взглядов, усилием воли ломала эту установку, заложенную в детстве.
Признаюсь: это было трудно, и удалось не сразу и не полностью. Но в целом атмосфера в нашей семье во время еды стала более здоровой и позитивной. Хотя я до сих пор не люблю, когда дети не доедают. Но уже не заставляю и не пичкаю, как раньше. Просто сразу кладу столько, сколько просит ребёнок. Выбрасывать еду я также, как и раньше, не люблю. Просто стараюсь контролировать все продукты по срокам годности, чтобы своевременно всё готовить и съедать, чтобы ничего не испортилось и ничего не пришлось выбрасывать. Но если приходится выбрасывать, то заметила, что меня это немного расстраивает.
Вот так непросто оказалось преодолеть в себе установки, заложенные в детстве.
Читайте далее:
1. Непростая судьба моей бабушки. Ни детский дом, ни война, ни вдовство не сломили её
2. История из моего детства. Домашние дети иногда даже не знают, что родители могут бросать своих детей
3. 5 правил, которые помогают мне воспитывать детей