«Щелкунчик в джазе» – сюита петербургского композитора и пианиста-виртуоза Александра Маслова. Маслов, признанный в академической среде, классический пианист. Джаз – его любовь, хобби, призвание, образ жизни. Его импровизации принимают и классики, и джазмены. Думается, Чайковский одобрил бы эксперимент молодого петербуржца. Пётр Ильич и сам был большим любителем пошалить в музыке .
Свой балет «Щелкунчик» по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Чайковский дописал в 1892 году. По замыслу композитора, балет должен был отразить революционные настроения эпохи. Правда, получилась красивая рождественская сказка. Но новаторство и бунтарский дух в ней чувствовали многие музыканты 20 века. Аранжировок, знакомая с детства классика, также пережила немало. Ведущие джазовые музыканты разных поколений использовали его темы в своих импровизациях. Но они особого благоговения перед «Щелкунчиком» не испытывали и кое-где меняли до неузнаваемости. Даже до недоумения у слушателей, а при чём здесь, собственно, Чайковский?!
Наш герой – Александр Маслов обращается с мелодией достаточно бережно. Слушатели безошибочно различат Вальс цветов, Танец феи Драже, Танец маленьких Пастушков, Марш и другие мелодии. Впрочем, апробировал свои фантазии Маслов именно на публике, приученной к классике, включив фрагменты в концерты в филармонии. Этот эксперимент был очень тепло встречен публикой. Вскоре Александр Маслов и его джазовое трио выпустили первый альбом «Between classic & jazz», в который вошли произведения Бетховена, Глинки, Бородина и фрагменты из сюиты «Щелкунчик». После нескольких лет кропотливой работы над великим материалом на свет появилась уже полноценная сюита «Щелкунчик в джазе» для рояля, джазового трио и оркестра!
По признанию самого Маслова, музыка Чайковского не сопротивляется джазовым украшательствам и работать с ней одно удовольствие. Правда, все его обработки технически сложны настолько, что, кажется, кроме самого автора их никто играть не будет. А вот в исполнении самого автора любимого «Щелкунчика» в стильном и свежем джазовом можно услышать 28 февраля в роскошном Эрмитажном театре. Концерт-балет подойдёт для культурного похода как с детьми, так и для самых искушённых слушателей. Благодаря Александру Маслову и его команде можно уверенно заявлять: Чайковский жив!