Приветствую дорогих читателей на канале "Психология человеческих различий"! Для тех, кто попал на канал в первый раз: на нём рассказывается о психологической науке, применении её в реальной жизни; разбираем теорию и практику.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство из нас выросло на детских сказках. Сказки бывают авторские, бывают народные, но если проанализируем значительную часть таких литературных произведений, обязательно придём к выводам о том, что персонажей сказок можно сгруппировать. Так, например, существует группа персонажей, сказочных злодеев-волшебников. Или роковые красавицы, из-за которых происходит конфликт. Интересно, что персонажи эти присутствуют во многих языковых культурах, отличаясь лишь антуражем, названиями, какими-то особенностями сюжета. Ещё один интересный факт: отсутствие временных рамок сюжета. Иными словами, сюжеты тех или иных сказок могут разворачиваться в древности, в средние века, а также 100-200 лет назад, ну и в наши дни тоже. Да, будут иные декорации, опять же антураж, но общий смысл, ИДЕЯ, будут теми же.
В прошлый раз я говорил о том, что существуют особые структуры в коллективном бессознательном человечества, под названием "Архетипы". Речь идёт не об эзотерике, хотя в ней эти понятия тоже используются, а о вполне научных предметах. Архетипы - это субличности, общие для большого количества индивидов. Очень часто речь идёт об очень большой группе людей; часть архетипов вообще относятся к общечеловеческим. Сегодня речь пойдёт об одном конкретном архетипе, у которого довольно много названий: это и Мудрая Женщина; Великая Жрица (как тут не вспомнить про Таро?); Чудная (Дивная) Невеста. Этот образ, архетип, нашёл очень много отражений в литературе, произведениях искусства, устном народном творчестве (сказки) и т. д. Допустим, на Руси этот архетип назвали "Василиса Премудрая", про которую было создано много сказок, мифов и прочих продуктов коллективного и индивидуального творчества. В мифах Древней Греции много сюжетных пересечений с Василисой мы найдём у богини Афины Паллады.
Василиса Премудрая - Дивная Невеста и Мудрица
Итак, поговорим об этом архетипе, об одной из его проекций - Василисе Премудрой. Почему о ней? Так как текст пишется на русском языке для людей, понимающих русскую культуру (для большинства она близка и понятна, поскольку родная), то сам Бог велел использовать образы, наиболее близкие нам. Василиса Премудрая - героиня очень многих сказок и иных произведений искусства.
Наиболее частые сюжеты с Василисой
Если проанализировать известные произведения, то мы увидим, что наиболее часто Василиса играет следующие роли (иногда одновременно, но чаще отдельно):
- Василиса-спасительница
- Василиса-воительница
- Василиса-невеста
В случае Василисы, как невесты, которую нужно спасать, мы имеем дело с отдельной героиней - Василисой Прекрасной. У неё, как правило, дополнительно выделяются черты, связанные с красотой, но не забывается и про Мудрость, и про высокий интеллект. Она оказывается чаще в пассивной роли, в отличие от своей Премудрой "сестры", но тоже может владеть женским мастерством и магией. Обычно, в её лице олицетворяется идеальная женщина для Героя. Ведь кто обычно тот Герой, что её спасает от Зла? Обычно это или простой парень деревенский (Иван-Дурак), или же младший сын царя, князя (Иван-Царевич): иными словами, смелый, но очень простой по жизни молодой человек, вынужденный бежать куда-то за "тридевять земель", искать или спасать свою невесту, являющуюся одновременно и чудом, и идеальной женщиной, и своеобразной проекцией Счастья.
Да, Василиса Прекрасная в таких случаях в пассивной роли, в роли спасаемой, но в нужный момент и она проявит свою силу, оказав герою магическую помощь (например, оживив его в нужный момент или вылечив от ранения).
Чаще же всего в сказках мы наблюдаем старшую Василису - Премудрую. Какая она? Обычно, это добрая, незамужняя девушка, очень умная и мудрая. На Руси, впрочем, эти понятия часто совмещали; к тому же, мудрость Василисы обязательно была связана ещё и с магическими умениями. Иными словами, добрая, молодая колдунья. Чаще всего, в сказках, где она спасительница или воительница, Василиса оказывает главному герою помощь, опеку, даёт советы. Выступает, если можно выразиться языком видеоигр, квестодателем )). То есть, она даёт герою задания, за выполнение которых он получает награду (магические предметы, артефакты, реже советы и иную и информацию). Бывают сказки, встречающиеся, впрочем, не так часто, где в качестве награды может оказаться сама Василиса - выполнит герой последнее задание, и если всё получится, то станет она верной женой. Нередко, это последнее задание связано с уничтожением вселенского зла, выступающего одновременно для героя соперником. В таком случае, Василиса у нас и Прекрасная, и Премудрая. Самый яркий пример такой сказки - про Царевну-Лягушку (которую, кстати, тоже зовут Василисой).
Царевна-Лягушка, по-началу, при помощи магических способностей, помогает своему жениху выиграть конкурс, "у кого из братьев жена круче". И должно уже было почти пасть заклятие, но жених, Иван-Царевич, поторопил события. В итоге, пришлось отбивать свою невесту у опасного, могущественного соперника - Кощея Бессмертного. Кощей, кстати, тоже архетипический персонаж, про него мы поговорим в будущем. Одержав победу над Злом, Иван получает свою невесту уже в полностью идеальном состоянии - расколдованную, заслужившую авторитет у Царя (отца Ивана), по-прежнему красивую и мудрую.
И всё же... Василиса Премудрая - чаще всего дева!
Да, в сказках она оказывается чаще всего девой. Пусть мудрой, умнейшей и талантливой, но незамужней и, понятное дело, бездетной (по обычным временам сказок... в современном варианте, кто знает, может быть и по-другому). При этом, она - активный персонаж. Ведь обычно, женские персонажи в сказках какие? Это идеальные матери, жёны, дочери - иными словами, женские образы идеалов для патриархальной семьи. Василиса же всегда стоит особняком - она управляет мужскими персонажами, даёт им задания, помогает, опекает (говоря по-другому, доминирует...). В какой-то мере ведёт себя как мать для главного героя, мужчины.
Скорее всего, вся сила Василисы в том, если рассуждать психоаналитически, что она дева. Вся сексуальная энергия, либидо, преобразуется в силу созидательную, магическую в том числе. Я не встречал сказок, где описывалась жизнь Василисы и Ивана-Царевича после свадьбы. Скорее всего, тут она уже становится идеальной матерью и женой; мудрость остаётся, но занимается ли она после этого своим мастерством, магией, управлением другими людьми - под большим вопросом.
Василиса Премудрая есть в каждом из нас!
Как я уже говорил, архетипы - это те же субличности нашего бессознательного, только гораздо сильнее. Существуют люди с хорошо "прокаченным" доступом к тому или иному архетипу. В отдельных случаях, их личность отчасти сливается с архетипом - такое бывает, когда личность наиболее чётко и ярко выполняет архетипическую программу. В остальных же случаях в психике личности есть след субличности, архетипа, с ним можно общаться, получать даже какие-то ответы или помощь, но это будут ограниченные возможности.
В полной мере воспользоваться архетипом, как ресурсом, можно лишь "слившись" с ним, почувствовав его, приняв его Роль и Программу. В рамках такой статьи я не буду рассказывать, как это делается, поскольку по-хорошему, это предмет отдельного тренинга или серии статей. Скажу лишь, что есть много способов достижения такой цели, но всё довольно индивидуально. Как пример, сейчас в детской психологии в частности, принята такая техника, как Сказкотерапия. В ней дети играют те или иные роли, вживаясь в архетипы сказочных героев. Взрослым эта техника может подойти, но отчасти. Детям проще в силу лучшего воображения и повышенной пластичности психики, мозга, общей восприимчивости и некритичности к происходящему.
Архетип Василисы Премудрой может быть в психике не только женщины, но и мужчины. К слову, в этом архетипическом театре нашей психики вообще нет яркого деления на мужское и женское. Есть, условно, женские персонажи, есть мужские, но это всё лишь для удобства восприятия.
По каким чертам поймём "прокаченность" архетипа у человека?
Василиса Премудрая - добрая, умная, мудрая, умелая, опекающая и помогающая. Соответственно, если человек обладает этими параметрами или склонен к ним, то можно предполагать, что у него неплохо обстоят дела с архетипом Василисы Премудрой. На это ещё может влиять род деятельности. Скажем, если занимается человек науками, исследованиями, созданием нового, а также при этом стремится делать это во благо других, чтобы другим было хорошо (целенаправленно, а не потому, что так получается), то это дополнительно свидетельствует о "прокаченном" архетипе. Вообщем, смотреть надо и на личность, и на её психотип, и на то, чем человек занимается и как у него это получается. Всё в совокупности.
Зачем мне это развивать?
Прокачивая навыки общения с архетипами, соединяя свою личность с этими мощными субличностями, мы таким образом улучшаем параметры своей личности, психики, развиваем их. Это может дать новые способности, перераспределение энергии. Общаясь же с архетипами, можно получать неожиданные инсайты (озарения), помощь, поддержку, новые обстоятельства.
Так что, да пребудет с вами сила и мудрость Василисы!