Найти тему
Илюшин Дмитрий

Рассказ "УДОЧКА…"

Воспоминания вещь стронная. Иногда ты помнишь невероятные вещи в деталях, а иногда тебе рассказывают про тебя же, и ты же не можешь поверить, что такое происходило. Но эта история засела у меня в памяти сквозь уже долгие десятилетия.
Каждое лето меня, совсем еще мальца, отправляли в ссылку в деревню к деду и бабушке. Это было распространенным явлением в советское время. Впрочем, я был всегда рад, поскольку получал полную свободу и мог заниматься чем только захочу.
Сидеть дома было просто скучно, и я, тогда 6-ти летний мальчишка, отправился обследовать окрестности. Внизу, под огородами текла речушка, и я пошел лазить по ее берегам. Не помню сколько я так лазил вдоль реки, но вдруг наткнулся на деревенского мальчишку, чуть старше меня, который удил рыбу. Я, выросший на Волге и привыкший к ее просторам, с удивлением стал наблюдать – что можно поймать в этом ручейке, который я мог перейти в любом месте. А мальчишка раз за разом вытаскивал небольших серебристых рыбок и кидал их в ведро. Выяснилось, что в речке море пескарей и огольцов. Все!!! Я, как настоящий волжанин, да и еще сыр рыбака, мгновенно осознал свое предназначение в деревне – буду удить рыбу!!!
Но реальность оказалась печальной. В доме для юного рыбака не было ничего: ни лески, ни поплавков и уж тем более крючков. И вы думаете меня это остановило – Счас! Я был знаком с устройством удочки, все-таки отец рыбачил, и начал искать что и как можно было приспособить. Проще всего было с поплавком – пробка от вина нашлась сразу, а проткнуть ее и вставить спичку проблем не составило. Грузилом стала ржавая гайка. Но с леской было сложнее: пришлось ждать, когда из дома уйдет бабушка и залезть в шкатулку с нитками. И, слава богу, там нашлась крепкая капроновая нить, но темно-коричневого цвета. Деваться некуда – пойдет!!! Но что делать с крючком? Сначала я забрался в дедов амбар и долго перебирал гвозди. С огромным трудом отыскал пару мелких сапожных гвоздиков. При помощи плоскогубцев выгнул нужную форму, а потом рашпилем долго правил острие. Прутик, чуть больше метра, нашел быстро, все связал – удочка готова! Но радовался я лишь до тех пор, пока не попытался нацепить червя на гвоздевой крючок. Поверьте, это очень сложно, когда и червь и крючок практически одной толщины… Вы не представляете, как обидно было остановиться в шаге от мечты после стольких усилий! Я со злости бросил удочку в огород и со слезами на глазах пошел смотреть на реку. Сколько я сидел и шмыгал носом не помню, конечно, но там меня вдруг накрыло озарение: Когда я воровал нитки у бабушки я видел в шкатулке иголки – вот из чего крючок можно сделать!
Утерев мокрые глаза я метнулся опять в дом и спер несколько самых тонких иголок. Но согнуть иглу оказалось не просто – первая же сразу лопнула пополам. И тут я вспомнил, что когда-то дома я нагревал иглы на газовой плите, и они чернели, но становились гибкими!!! Советские дети были всегда крайне любознательными и изобретательными, и не спрашивайте меня зачем я когда-то жег иголки, а не смогу ответить, но сейчас мне это «знание» пригодилось! Газа в деревне не было, в русской печи нагревать – тоже не вариант, но есть же свеча и спички!!! И вот на свечке я раскалял до красна иглу и быстро гнул. Возился долго, но крючок получился хоть и большеватый и без зацепа, но тонкий!!!
Подобрав брошенную удочку, поменяв гвоздь на иглу, накопав червей я гордо отправился на рыбалку. Не поверите, но, несмотря на страшную снасть, как я сейчас понимаю, клевать стало сразу. Вот только вытащить рыбку не удавалось – она легко срывалась с крючка без зазубрины. Я снова приуныл, но ненадолго. Понял, что выловить по-нормальному я не смогу, а значит надо просто резче подсекать. Со стороны смотрелось, наверное, ахово: У пацана поклевка, он с дикой силой рвет вверх свою улочку, рыбка летит в воздухе параллельно поплавку и падает в траву. После чего ее долго ищут на берегу и, найдя, бросают в банку с водой. Я даже не заметил, что за этой моей «рыбалкой» поодаль наблюдал дед. Потом он подошел ко мне, посмотрел на снасть, ухмыльнулся и, не говоря ни слова, ушел. Я же рыбачил как мог еще час или два. Если честно, выловил с десяток писарей, но намахался так, что рука отваливалась. Но зато гордый пришел домой с уловом, где сначала получил поздравительный подзатыльник от бабушки за испорченные иглы, а потом от неё же тарелку моих жаренных в сметане пескарей.
На следующий день я проснулся почти в обед – усталость прошлого дня давала о себе знать. Дома никого не было, а на столе под газетой «Сельская жизнь» стояла плошка со свежеиспеченными бабушкой пирогами с калиной и малиной. Я с радостью перекусил, и в этот момент у дома остановился колхозный Газон, из которого вышел дед. Зайдя в дом, он с улыбкой протянул мне 2 комплекта настоящих рыболовных снастей!!! Оказывается, рано утром он уехал в районный центр и купил их для меня!!! Я был просто СЧАСТЛИВ!!! Я до сих пор помню, что поплавки были наполовину синие, а наполовину белые!!! Это было лучшее, о чем мог мечтать мальчишка!!! Это было настоящее СЧАСТЬЕ!!!
Сейчас, уже став взрослым, я просто не могу представить, что могло бы вызвать у меня такой восторг… Чувства детей намного искреннее и проще, чем заморочки взрослых. Дети умеют радоваться любому мгновению жизни, любой мелочи. И как я завидую себе, тому мальчишке с удочкой…
И еще, как я ненавижу идиотскую притчу про нищего, которому дали вместо рыбы удочку. Если 6-ти летний пацан смог из ничего собрать эту удочку и наловить рыбу, то этот попрошайка недостоин даже жалости. Пусть он сдохнет в своей нищете. Он нищий прежде всего в душе и дайте ему хоть сеть, и он все равно её пропьёт, потому что нищим быть удобнее. Нищета и лень сидят в душе, и это не спасти никакими притчами. А вот помочь тем, кто что-то делает несмотря и вопреки – дело и правда святое…