В школе я была отличницей. Сначала по всем предметам, а потом только по тем, которые мне нравились. Среди них - русский язык.
Параллельно с ним шёл украинский, правила которого отличаются от правил русского. Например, если в русском мы слышим "а", но пишем "о", то в украинском - как слышим, так и пишем.
Некоторым моим одноклассникам тяжело было перестраиваться и часто они делали ошибки в диктантах и изложениях.
Не помню, с чего это началось, но перед тем, как сдать тетради учителю, одноклассники приносили их мне - проверить на ошибки.
Я с удовольствием делала это маленькое одолжение, пока в один "прекрасный" день не получила за своё изложение позорный "трояк".
Мне некогда было проверить свой собственный текст, так как передо мной выстроились человек 6 со своими тетрадями. Надо ли говорить, что никто из них не получил меньше четвёрки?
С того дня лавочка с проверками прикрылась и я больше не получала троек.
Второй эпизод произошёл намного позже и тоже был связан с помощью в учёбе.
Я училась на бухгалтера и параллельно - на оператора ЭВМ. Да, такая профессия кое-где существует и сейчас, а тогда, больше 20 лет назад, она была достаточно новой.
Это было, как сбывшаяся мечта о компьютере: красивая заставка на мониторе и возможность "потыкать кнопочки".
За 8-ми недельные курсы из моей стипендии в течение года вычиталась некая сумма - сейчас уже и не вспомню, какая именно. А на руки я получала 120 рублей и это была повышенная стипендия.
Обучение на оператора мне давалось легко и я частенько подходила к однокурсницам, чтобы помочь разобраться в заданиях.
Преподаватель, молодой человек лет 25ти, не возражал. Думаю, он был даже рад, что я взяла на себя часть его работы.
Чтобы получить "корочку" оператора ЭВМ, необходимо было сдать экзамен. И вот тут произошло то, чего я внутренне опасалась... Я не знала ни одного ответа на вопросы в билете! В голове у меня было пусто, поэтому когда пришло время отвечать, подошла к столу преподавателя с пустым листом бумаги.
После пары минут заминки, честно посмотрела преподавателю в глаза и неожиданно для себя выдала фразу, которая его рассмешила, а меня - вывела из ступора. "И вообще, я ничего не знаю, не хочу и не буду!"
Преподаватель посмеялся и сказал, чтобы пришла пересдавать с другой группой. Надо сказать, что вторая попытка оказалась удачной и я получила-таки заветную "корочку". Правда, она мне не пригодилась, но это другая история.
Вот так и получается, что, находясь в равных условиях с другими, нужно прежде всего укрепить свое положение. Не стоит бросаться помогать другим - они вряд ли оценят оказанную помощь, а вот себе можно навредить.
Вы согласны?