Найти тему

Какой выбрать букварь?

Для многих учебный год начинается первого сентября, но для родителей он начинается гораздо раньше, особенно для тех, кто решился самостоятельно обучать своего ребенка.

Для меня особой сложности процесс не вызывает, если грамотно умеешь пользоваться учебником и методическими материалами, а уж если в них есть поурочная часть, то преподавать может практически каждый. Нужно лишь желание и любить своих детей.

Эволюция букваря была большая, их сменилось много, но все же решил остановить свой выбор на первом цветном послевоенном букваре под авторством Редозубова.

Скан букваря
Скан букваря

Занятие начинаю с того, что мы с ребенком рассматриваем обложку, где изображены школьники. Рассматривание изображений и рассказ ребенка о том, что же изображено, пополнят словарный запас и развивает наблюдательность. Еще больше это будет развиваться на уроках рисования, но сейчас можно просто составить небольшой рассказ, предположим, если перенестись в тот самый класс, то мы увидим? Что мы увидим?

- Мы увидим класс и ученицу, которая стоит возле парты и называет свое имя. Это знакомство учителя и ученицы. Хотя ребенок может сказать, что она отвечает урок, немного забегая вперед.

- Для чего мы рассматриваем изображение?

Семилетний ребенок еще не умет всматриваться в картины и выделять детали, тем более определять части речи. Я только хочу всему этому научить. Затем перейдем к рисованию и письму перьевой ручкой. Почему перьевой? А как же кляксы, руки в чернилах?

Как раз это и является плюсом, научиться аккуратности, мягкому ведению пера по листу бумаги, да и просто умению думать в процессе, а не просто механического письма.

Но первое письмо начинается все равно с карандаша. Поэтому если присмотреться к изображению на обложке, то можно увидеть карандаш, лежащий в небольшом углублении парты.

Все, наверное, заметили, что парта кардинальным образом отличается от современных. Во-первых, в современных нет тех самых углублений для ручек и чернильницы. Во-вторых, наклон тоже отсутствует, тем самым изначально, нарушает осанку ребенка при письме.

Ребенок склоняется над ней в виде вопросительного знака и у него устают не только руки и спина, но и шея. К концу дня захочется просто полежать и расслабиться, как после спортивной тренировки.

- Что же еще можно увидеть на изображении?

- Это тот самый учебник, который мы рассматриваем и описываем.

А теперь немного деталей, на которые сразу мы не обращаем внимания.

- Давайте посмотрим на окно и на вид за ним. Какое время года?

- Осень.

- А почему мы так думаем?

- Листья на дереве желтые и золотисто-красные.

- Наверное, уже прохладно осенним днем?

- Да.

Я тоже первого сентября шел под моросящим дождиком, говорят, что дождь в дорогу – это хорошая примета. Именно такое было первое сентября тысяча девятьсот восьмидесятого года. Года, когда в Москве прошла летняя олимпиада, после которой осталось множество значков, марок и открыток с олимпийской символикой.

- Как думаешь, - уточняю я у ребенка, своего ученика, - тепло ли в классе, где идет урок?

- Тепло.

- Что мы еще видим на изображении? Правильно, цветок на подоконнике. У нас дома герань, возможно и это тоже такой же цветок.

Вот таким образом, рассматривая изображение мы учимся анализировать, затем научимся делить предложения на слова, слова на слоги и потом из этих слогов выделим звуки, а из слов части речи.

Затем начнем собирать предложения из слов, а слоги и слова из звуков, перейдем от анализа к синтезу.

На начальном, как впрочем, и последующих этапах нужно включать в процесс обучения все те же рассказы по картинкам, экскурсии, причем на которых гидом будет не только кто-то из родителей, но и сам ребенок.

Чтобы поощрить детскую наблюдательность и активность, часть занятия должна проводиться в игровой форме.

Если привести цитату Антона Макаренко, к наработкам которого мы я часто буду обращаться, то мы поймем, в чем же суть игры: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

- Что понадобится для учебы и игры?

- Различные карточки, предметы, из которых можно составлять композиции, группировать, как по размеру, так и цвету.

- Для чего это нужно?

- Чтобы ребенок делал выводы, обобщения.

К примеру, возьмем яблоки, груши и карточки с их изображениями.

Как их можно разложить? По разному. Можно по сортам, можно по размеру, а можно в одну кучу сложить, к примеру, яблоки и карточки с изображением яблок.

Это для меня просто, а ребенок никогда и не задумывался ранее, что можно делать такие ассоциации.

Во время занятий можно и просто беседовать, к примеру, о жизни семьи, животных или рассказывать что-то из своего опыта. Для чего это нужно? Чтобы ребенок ненавязчиво использовал ваш опыт в жизни, нежели проходил его на своих ошибках.

Как думаете, что сделает ребенок, если скажете: «Давай приготовимся к письму».

Пожмет плечами и будет прав, поскольку он еще не знает, что нужно делать.

Нужно сказать: «Садись на стул».

- Выпрями спину

- Проверь расстояние между глазами и столом.

Еще в школе обычно стараются не придвигаться вплотную к парте, а оставлять расстояние с размером с кулак, чтобы можно спокойно наклоняться при письме. Чересчур большое расстояние будет тоже доставлять неудобство и будут уставать, как руки, так и спина.

Можно обратить внимание на наш рисунок. Дети не сидят вплотную и не сидят далеко от края парты. На этом занятие можно и закончить, поскольку ребенку захочется поиграть, и он уже перестанет воспринимать нужную информацию, поэтому оптимальное время занятий на начальном этапе не более пятнадцати – двадцати минут.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!