Найти в Дзене
Культур-трегер

Почему тост Сталина на банкете Ялтинской конференции поставил Черчилля в неловкое положение

Д. Налбандян "Ялтинская конференция"
Д. Налбандян "Ялтинская конференция"

Во время Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) лидеры стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании решали вопросы послевоенного устройства мира. Поражение Германии было уже очевидным, поэтому основная напряженная борьба участников конференции шла за сферы влияния в "новом мире".

При всей внешней корректности и вежливости главных участников конференции Иосифа Сталина, Теодора Рузвельта и Уинстона Черчилля, они не упускали случая сказать друг другу какие-нибудь двусмысленные колкости. Особенно часто это происходило на неформальных мероприятиях конференции: совместных обедах, ужинах, которые обставлялись как самые настоящие пиры и банкеты.

Впоследствии Черчилль вспоминал, как на одном из первых совместных обедов (проходившем в Юсуповском дворце в Кореизе), Иосиф Сталин предложил тост за короля Великобритании, но сделал это в такой двусмысленной и даже непочтительной форме, что категорически не устроило Черчилля и заставило его, в свою очередь, принимать ответные меры.

Банкет на Ялтинской конференции: Рузвельт, Черчилль и Сталин вместе за одним столом.
Банкет на Ялтинской конференции: Рузвельт, Черчилль и Сталин вместе за одним столом.

Буквально Сталин сказал примерно следующее: "Что он всегда был против королей и принимал сторону народа. Но, поскольку английский народ в этой войне показал себя достойным уважения, то он (Сталин) хотел бы провозгласить тост и за здоровье Английского короля, которого чтит этот доблестный народ".

Согласитесь, что при всей формальной вежливости, формулировка этого тоста достаточно двусмысленная и даже "иезуитская". Сталин вроде бы, как и выпил за здоровье короля, но, показал, что сделал это только из уважения к английскому народу. Уинстон Черчилль сам, будучи герцогом Мальборо и верным (по крайней мере, публично) подданным короля, был поставлен в неловкое положение. Не выпить за своего монарха было нельзя, но, в тоже время, осушив свой бокал, Черчилль автоматически соглашался с непочтительной по сути формулировкой советского лидера.

Заключительный ужин Ялтинской конференции
Заключительный ужин Ялтинской конференции

Черчилль парировал эту ситуацию довольно изящным образом. Премьер Великобритании обратился к Вячеславу Молотову с предложением "избегать далее подобных тонкостей ", а все тосты в дальнейшем предлагать только "за здоровье глав трех государств".

Надо отметить, что Уинстон Черчилль рассчитал ситуацию правильно, и советской стороне невозможно было бы найти повод, чтобы отказаться от подобного предложения. Но, в итоге все последующие тосты на конференции стали звучать довольно комично, сами посудите, что из этого получилось далее!

Вот как описывает это сам Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях:

Я тут же ввел в практику новую формулу: "Я провозглашаю тост за здоровье его королевского величества, президента Соединенных Штатов и президента СССР Калинина - глав трех государств!"
И.В. Сталин и Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в дни работы Ялтинской конференции
И.В. Сталин и Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в дни работы Ялтинской конференции

Можно по разному относиться к Уинстону Черчиллю, однако, нельзя не признать, что он не только остроумно вырулил из этой неловкой ситуации, но, умудрился вдобавок ещё и уязвить самого Сталина Можно только догадываться, что чувствовал Иосиф Сталин (который, как известно, формально не являлся главой СССР), когда в его присутствии предлагали выпить за здоровье "президента СССР Калинина".

Я, конечно, далек от мысли, что лидер СССР был настолько тщеславным, что испытывал от этого какой-то значительный дискомфорт, но, он вполне очевидно должен был понять, что премьер Англии (в этой ситуации) переиграл его, пусть и на маленьком, ничего не значащем поле.

Кстати, президент США Теодор Рузвельт тут же подыграл Уинстону Черчиллю. После тоста он поделился воспоминаниями о том, как он признал СССР: "(...)обратился к президенту Калинину с просьбой прислать представителя в Вашингтон для вопроса об установлении дипломатических отношений(...)".

А пили ли за здоровье самого Иосифа Сталина на этой конференции? Несомненно, но, во всех тостах, он фигурировал теперь просто как "Маршал Сталин". Все это, конечно теперь уже просто забавные исторические тонкости, ведь по итогам Ялтинской конференции СССР стал одной из двух ведущих сторон в новом "биполярном мире", который продержался около 40 лет до конца 1980-х годов.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!