Найти в Дзене
Я Учусь

Огюст Конт: его идеи и почему он родоначальник социологии

Оглавление

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки О. Конт счи­тает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как осно­ву этой науки, а человека - как животное политическое.

Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а так­же естествоиспытателей прошлого. Первую значительную попытку целостного, основанного на «духе уни­версальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впер­вые распространил принцип детерминизма на познание социальных явле­ний и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противосто­яли друг другу: де Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм он рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта: «Порядок и прогресс» - опирается на идею порядка у де Местра (и других традиционалистов, особенно де Бо-нальда) и идею прогресса у Кондорсе, которого он считал своим «духов­ным отцом».

Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон. Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относит­ся, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие «критических» и «органических» периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной, в современную эпо­ху; роль индустриализма и «индустриалов» в современном и будущем обще­стве и т. д. Даже само выражение «позитивная фи­лософия» Сен-Симон использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что «наука о человеке», «социальная физика», или «социальная физиология», - это часть общей науки; она должна базировать­ся на наблюдении, и ее методы должны быть теми же, что и методы естест­венных наук. Сам жизненный и творческий путь Конта от про­поведника новой науки к проповеднику новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона

Но было бы ошибочным считать Конта продолжателем Сен-Симона.

Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения: Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерар­хии и субординации; Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми.

В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции:

просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский ра­ционализм и средневековый католицизм. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же рели­гия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько раци­ональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание пози­тивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пере­смотра этих оснований.

Позитивизм как обоснование науки

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Категория «пози­тивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэ­тому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Он указывает пять значений слова «позитивное»:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред­ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий» или «трех состояний», ко­торый он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать».

3) Основной признак позитивной, или реальной (научной) стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» при­чин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как».

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше при­знаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех ста­дий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неиз­менных естественных законов - условие существования науки; их позна­ние с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, аст­рономию, физику, химию, биологию и социологию.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спе­цификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии тео­логическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

Социология как наука

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общест­во, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее тео­ретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дис­циплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные тер­мины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физио­логия» и «социальная физика». Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочти­тельный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, кото­рый в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г., в 47-й лекции «Курса позитивной философии». Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использо­вать и старые для обозначения новой науки.

Объект социологии

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили даль­нейшее развитие в социологии.

Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различ­ные термины: «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и т. п. Человек по при­роде своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует на­учения и усваивается индивидом посредством воспитания. Будучи изна­чально естественным образованием, общество становится «искусственным и добровольным порядком».

Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов. Можно увеличить или уменьшить интенсивность уже существующих социальных тенденций, можно изменить их скорость, но невозможно сменить порядок их следования или перескочить через промежуточные этапы. Изменчивость социальных явлений может вызываться такими факторами, как раса, кли­мат или собственно социальные действия, но доминирующим при этом остается действие универсальных неизменных законов.

Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независи­мым существованием и думающих, что они действуют согласно «своим личным импульсам». В действительности они постоянно участвуют в об­щем развитии, как правило, не задумываясь над этим.

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая «воздействия и обратные воздейст­вия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы...». Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе и преемственности.

Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максималь­ная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и из­менчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как че­ловечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и са­мая «реальная» социальная реальность. Конт исходит из концепции «рас­ширяющегося общества», имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и развитие общества в конечном счете определяются «фундаментальными законами человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию человеческой природы».

Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универ­сальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и рассматривает в каждой значительной исторической эпо­хе «элиту, или авангард человечества», прослеживает судьбы «из­бранного» народа, который несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени он изучает только западные европей­ские нации (а с XVII в. - прежде всего Францию), так как, с его точки зре­ния, их историческим путем неизбежно пойдет все человечество.

Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматрива­ется как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые обще­ства в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.

Метод: «объективная» и «субъективная» социология

Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики: научная, с одной сто­роны, социально-практическая (реформаторская, религиозная, моралист-ская, педагогическая и т. п.) - с другой. Первая из них преобладала в период создания «Курса позитивной философии», вторая - в период написания «Системы позитивной политики». Противоречивость этих двух этических ориентации порождала противоположность ряда тео­ретико-методологических постулатов. С одной стороны, Конт провозгла­сил подход к социологии как к объективной, основанной на наблюдении и свободной от всяких предвзятых кон­цепций. С другой - социология, как и позитивизм в целом, оказалась для него не просто наукой, но больше чем наукой. Это для него мировоззрение, призванное практически преобразовать всю социальную жизнь, включая политику, мораль, религию и т. д. Характерно в этом отношении, что «Си­стема позитивной политики» - это «Социологический трактат, учреждаю­щий Религию Человечества».

В «объективной» социологии Конт исходит из того, что она должна при­менять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо приме­нять индукцию и дедукцию, но первый метод в ней предпочтительней вто­рого. Однако сам Конт использовал главным образом дедуктивный метод. Как и в биологии, здесь в процессе исследования надо продвигаться от це­лого к частям, от системы к элементам, а не наоборот.

Также у Конта обнаруживаются два смысла слова «наблюдение»: широкий и узкий. В широком смысле («общее искусство наблюдения») оно представ­ляет собой универсальный подход, характеризующий позитивную методо­логию и противостоящий произвольным конструкциям. В известном смысле все методы социологии являются разновидностями этого наблюдения. В уз­ком смысле наблюдение составляет один из трех главных методов науки, применяемых в социологии, которые суть «чистое наблюдение»; экспери­мент; сравнительный метод

Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшество­вать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эм­пирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в дан­ном факте. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону.

Конт различает точность и достоверность социального факта и отме­чает ошибочность смешения этих понятий. Именно достоверность - глав­ная задача социологии, и в этом отношении она не уступает другим наукам.

Второй «объективный» метод исследования - эксперимент. Конт отме­чает, что в социологии невозможен «прямой» эксперимент, состоящий в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней суще­ствует «косвенный» эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии, представляет собой настоящий эксперимент.

Сравнительный метод в социологии, по Конту, состоит из нескольких методов, или способов сравнения.

Первый - это сравнение человеческих и животных обществ. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет установить наиболее элемен­тарные и универсальные законы социальной солидарности.

Второй - сравнение различных сосуществующих состояний человеческо­го общества в различных районах земного шара, причем рассматриваются эти состояния у таких народов, которые полностью независимы друг от друга. Этот метод, обнаруживающий у современных народов в разных час­тях планеты предшествующие состояния наиболее цивилизованных наций, обосновывает «необходимое и постоянное тождество фундаментального развития человечества». Но такое сравнение, по Конту, несо­вершенно, так как представляет в качестве одновременно существующих и неподвижных такие социальные состояния, которые на самом деле следу­ют одно за другим. Поэтому необходим также такой способ сравнения, ко­торый давал бы возможность обнаруживать ход человеческой эволюции, «реальную преемственность различных систем общества».

Тспособ сравнения, который Конт называет «историчес­ким сравнением различных последовательных состояний человечества» или «историческим методом». Этот метод, составляющий «саму основу» со­циальной науки, характерен только для социологии и отличает ее даже от наиболее близкой к ней биологии. Первостепенное значение историческо­го метода состоит, в частности, в том, что в научном отношении он допол­няет общую научную методологию, а в практическом отношении развивает социальное чувство и чувство исторической преемственности. Суть мето­да состоит в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, соста­влении «социальных рядов» и последовательной оценке различных состояний человечества. Исторический метод важен и для предвидения в социологии, поскольку прошлое для него важнее настоящего.

Главная научная сила доказательств в социологии заключается в посто­янном гармоническом сочетании непосредственных выводов из историче­ского анализа с предшествующими понятиями биологической теории человека.

«Субъективный» подход имеет у Конта в значительной мере мистиче­ский характер. Под субъектом, который становится отправным пунктом «субъективного» подхода, имеется в виду главным образом не индивид или группа, а все человечество.

Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это об­щечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

Второй признак метода заключается в том, что в отличие от «объектив­ного», рационального подхода, он является эмоционально-альтруистичес­ким по своей сути. Это метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи аль­труистическим чувствам, направленным последовательно на семью, оте­чество и человечество. Этому соответствуют три формулы: жить для своих близких, жить для своих соотечественников, жить для всех. Все они резюмированы в знаменитом девизе «Жить для других».

Этот метод, гораздо более общий и фундаментальный, чем тот, ко­торый теперь называется эмпатией. Это метод любви, которую Конт провозг­лашает в качестве не только жизненного, но и методологического принципа.

В оценке Контом соотношения «объективного» и «субъективного» ме­тодов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единст­во и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся «Система позитивной политики», утверждающая общее «преобладание сердца над умом» и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без «объективного» метода и начать сразу с «субъективного».

Очевидно, что к сфере собственно научного знания могут быть отнесе­ны главным образом те подходы, процедуры и приемы, которые Конт назы­вал «объективным» методом. Принципы «субъективной» социологии резко контрастировали с принципами «объективной»; здесь Конт дает волю воображению и, в известном смысле, возвращает мышление из позитивной стадии в теологическую и метафизическую.

Социальная статика и социальная динамика по Конту.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - то социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, как уже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: «...Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера...». Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим».

Следуя взглядам традиционалистов, О. Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых».

О. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм со­циологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реально­сти. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автоно­мии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он од­ним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинако­вым образом.) О.Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи ле­жат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафик­сировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего клас­са, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических тра­диций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис О. Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, ко­торые необходимо изучать и на основе которых следует строить социаль­ную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социоло­гии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и мно­гие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мисти­ческий «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социо­логической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обо­снование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображе­нием и в громком призыве не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучатьих; тем самым он актуализировал применительно к соци­ологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: «Не смеяться, не плакать, а понимать». Правда, сам О. Конт в своей «субъективной» социоло­гии и «позитивной политике» часто следовал противоположным принци­пам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социо­логии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала глав­ной для профессии социолога.

Что касается значения О. Конта для институционально - организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам О. Конт, «колыбель не может быть троном». В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя ска­зать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась «на троне». Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга О. Конта несомненно велика.