Найти в Дзене

Глазами фотографа Плотникова. ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ: Нельзя показывать чудовищную чернуху и выдавать это за "жизнь"

ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ
ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ

Советский и российский киносценарист, драматург и писатель ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ родился 3 февраля 1941 года в Харькове. Скончался 8 октября 2012 года в Москве.

Его отец погиб на фронте, а мать вскоре вышла замуж. Отчим недолюбливал пасынка, называл его «жиденышем» – отец Эдуарда был евреем, а мать – русской. Они так и не смогли найти общий язык, и Володарский фактически вырос на улице, в Замоскворечье, и все свободное время проводил с дворовыми хулиганами. Он вспоминал:

« Мы поселились в Замоскворечье. По тем временам это был, прямо скажем, криминальный район. Всю территорию вокруг Ордынки, Пятницкой, пронизывала масса переулков, где со старыми особняками соседствовали самые обычные бараки. Многие строения находились в таком ветхом состоянии, что их стены подпирали бревнами. К тому же это был рабочий район. Здесь располагалась фабрика Парижской коммуны. В общем, пьянство, драки, поножовщина были обычной вещью. В юности у меня не складывались отношения с отчимом, и я много времени проводил на улице. В нашем районе было около двадцати пивных, и я шатался по этим пивным с компанией таких же ребят».
Кратко биография рассказана в фильме харьковской телестудии:

Эдуард Володарский — автор удивительных, захватывающих и честных киноисторий. Как и многие выпускники ВГИКа, Эдуард Володарский начинал со сценариев к короткометражным лентам, но очень быстро перешел в категорию «большого кино». Первой крупной работой автора стала картина Станислава Говорухина «Белый взрыв». По его сценариям сняты фильмы «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. По его сценариям снято 85 фильмов и сериалов.

ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ
ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ

Вместе с Никитой Михалковым они написали сценарий фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Об их совместной работе Михалков рассказывал: «А что касается нашей работы, то она была азартной, веселой, наглой во многом, абсолютно раскованной – я имею в виду «Свой среди чужих...». И эта работа для меня как бы стала первым шагом в большом кино, и я могу абсолютно искренне сказать, что этот шаг был бы, наверное, невозможен, если бы рядом не было Эдика». О съёмках этого вестерна здесь: Глазами Валерия Плотникова. За кадром фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Ещё при советской власти Володарский приносил в «Госкино» заявку на сериал «Штрафбат», но тогда о съемках на такую тему не могло быть и речи. Истории о штрафбатах Володарский слышал от фронтовиков. И еще с тех пор задумал написать об этом сценарий, однако реализовать эти планы удалось только в 2004 году. Но даже после того, как сериал вышел на экраны, сценариста снова обвинили в том, что он «очернил победу» в Великой Отечественной войне. «Я просто считаю, что люди должны знать, какой ценой было заплачено за эту победу», – отвечал на эти претензии Володарский.

ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ. Снято 1980/08/30
ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ. Снято 1980/08/30

Он был одним из лучших сценаристов своего поколения. Картины по его сценариям сегодня стали классикой – но сначала годами лежали "на полке". В какой-то момент он перестал верить в то, что он – художник... У него был взрывной характер, он часто бывал несправедлив, он никогда не признавался ей в любви – но ОНА всё равно оставалась рядом. Он часто давал ей прочесть написанное – и только, если она находила его достаточно хорошим, выпускал в свет. Она же от собственных амбиций отреклась – ради него. И только теперь, когда его не стало, взялась за перо. И пишет, конечно, о нём...

Эдуард и Фарида Володарские. Больше, чем любовь:

Сценарист не скрывал того, что современный кинематограф вгонял его в уныние и даже ужасал – в первую очередь, отсутствием профессионализма и незначительностью тем: «Нельзя просто взять и стать сценаристом. Надо стать прежде всего писателем. Что такое сценарий? Это история. Не имея никакого жизненного багажа, человек никогда не сочинит историю, берущую за душу. Я наблюдаю, как живут все эти ребята... Тусовки эти, на которые мне просто неинтересно ходить, скучно. Водку жрать я могу с живыми друзьями, которые у меня остались. А ходить смотреть на всю эту бижутерию под названием «жизнь»? Это не жизнь, это бижутерия абсолютная. Там драгоценностей нет, одна бижутерия. Отсюда проблема тех историй, которые я вижу на экране – они вызывают у меня ощущение не настоящей жизни, а бижутерии. Конечно, это все же касается живых людей, и я сейчас не оскорбляю этих людей. Просто нельзя из-за своей беспомощности показывать чудовищную чернуху и выдавать это за «жизнь». Я в своей жизни чернухи видел много. Во ВГИК я пришел уже сложившимся человеком, немало поработавшим, немало повидавшим. В Заполярье зимовал, бывал во многих местах. Мне было о чем писать, было о чем говорить».

Не забывайте ставить лайки, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести с автографом Мастера перед спектаклем в театре Ленком.