23,8K подписчиков

5 января - Умберто Эко: писатель-постмодернист и философ - теоретик постмодернизма

138 прочитали

5 января 1932 года в Алессандрии родился Умберто Эко. Алессандрия - маленький городок в Пьемонте - потом будет фигурировать в его произведениях. Философ, историк-медиевист, специалист по семиотике - и писатель, разумеется. А, ещё и критик. И, конечно, профессор нескольких университетов - академическую деятельность он вёл очень интенсивную, редактор, публицист и т.п.

5 января 1932 года в Алессандрии родился Умберто Эко. Алессандрия - маленький городок в Пьемонте - потом будет фигурировать в его произведениях.

В качестве писателя У. Эко известен особенно широко. Легендарный роман "Имя Розы" и чуть менее раскрученный "Маятник Фуко", можно сказать, сделали эпоху в литературе. Ещё бы: они написаны не только автором-постмодернистом, но и философом - теоретиком постмодернизма.

Но влияние Эко как философа, конечно же, глубже. Честно говоря, не являюсь особым ценителем исторических явно постмодернистских произведений и, соответственно, это не совсем мой автор (хотя, конечно, постмодернизм хорош тем, что в нём каждый может найти то, что ему нужно). Но теоретический вклад в науку и философию Эко - мыслителя в любом случае впечатляет. В противовес модернистким новаторству, глубине и единому правильному истолкованию текста Эко агитирует за многослойность и множественность интерпретаций ("открытый текст"), что даёт возможность не отрицания, а переосмысления прошлого.

Метки: #Эко, #Умберто Эко, #история, #культурология, #литература, #постмодернизм, #философия , #хэ-ежедневник , #современная литература , #итальянская литература

Лично мне кажется, что хотя - с одной стороны - такой подход и полезен (о множественности возможных интерпретаций текстов исторических источников всегда стоит помнить), чистый постмодернизм не то, чтобы плох, но это явление всегда очень ограниченное в пространстве и во времени. Грубо говоря, он возможен только на рубеже эпох - вернее, на излёте эпохи, когда мир на некоторое время впадает в стагнацию: прежние импульсы к развитию уже отработаны, а новых пока нет.

В таких условиях чтобы автор, к примеру, ни писал (или не снимал и т.п.), обязательно окажется, что кто-то уже эту проблематику затрагивал, и даже по форме окажется с кем-нибудь явное сходство. В итоге, чтобы не быть явным эпигоном, приходится эти случайные пересечения - столкновения из-за слишком тесной "застроенности" смыслового пространства - как-то обыгрывать.

Но стоит произойти чему-то по-настоящему новому - когда возникнет новый "сектор", доступный для осмысления, но пока "пустой" - и возможность постмодернисткой игры будет потеряна. Причём такое влияние окажет любая значимая новация - от начала космической экспансии до ядерной войны. Так что - в этом смысле надо "ловить момент": очень скоро возможность наслаждаться постмодернисткими играми будет утрачена.