Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. Кинооператор-легенда ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ

ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ и ЛЕОНИД ФИЛАТОВ  на съёмках фильма "Сукины дети"
ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ и ЛЕОНИД ФИЛАТОВ на съёмках фильма "Сукины дети"

Кинооператор ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ родился 15 февраля 1940 года в Москве. Скончался 23 февраля 2003 года в Москве.

Стоит прочитать неполный список его работ и убедиться в невероятной востребованности и профессионализме этого оператора:

1965 — Звонят, откройте дверь

1970 — Белорусский вокзал

1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих

1975 — Раба любви

1976 — Восхождение

1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино

1978 — Пять вечеров

1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова

1981 — Родня

1982 — Избранные

1983 — Без свидетелей

1986 — Кин-дза-дза!

1987 — Асса

1989 — Леди Макбет Мценского уезда

1990 — Ребро Адама

1990 — Сукины дети

1993 — Тюремный романс

1996 — Кавказский пленник

1999 — Мама

1999 — Сибирский цирюльник

2003 — Азазель

Кинематографисты всей страны восприняли его смерть как завершение целой эпохи в развитии киноискусства, когда на отечественной киноплёнке не самого лучшего качества мастерами создавались шедевры высшей пробы. При съёмке фильмов Лебешев разработал собственное решение пластики кадра, имитируя хроникальную съёмку с рук, ретро-стиль, документальный стиль. Оператор прославился съёмкой большого количества так называемых длинных проходок, когда камера на определённой крупности сопровождает актёра, переходя во внутрикадровый монтаж. Он активно применял в своей работе сверхширокоугольную оптику для создания определённого настроения и улучшения стабильности кадра при съёмке с рук.

Лебешев, сын известного оператора Тимофея Лебешева, снявшего «Девчата» и «Щит и меч», и мамы-режиссера документалиста, не собирался связываться с кинематографом. Отец часто уезжал в экспедиции. Мама, когда могла, брала детей с собой снимать «науч-поп», но они там скучали. Кроме того, она часто болела, и Паша выучился готовить. С тех пор еда и ее приготовление стали лебешевскими талантами, не уступающими операторскому.

С первых работ Лебешев таскал с собой специальный чемодан, отнюдь не для операторских прибамбасов. Там лежала плитка с духовкой и кухонная утварь. Он всегда готовил в экспедициях. Мог одним глазом смотреть в камеру, другим – как в сторонке по его поручению варят рис и жарят шашлыки. На качестве съемки это отражалось только в лучшую сторону.

Когда Данелия делал «Кин-дза-дза!», группа работала в настоящей пустыне. Многие актеры были не только очень заслуженными, но и не молодыми людьми. Так вот, пока Данелия строил кадр, Лебешев спокойно играл в автобусе в шахматы. Георгий Николаевич неоднократно пытался вызвать оператора на площадку, на что многократно слышал «Сейчас!». Когда терпение режиссера по градусу приближалось к пустынному воздуху, Павел Тимофеевич выбегал, быстро смотрел, просил что-то переставить, снимал…Через пять минут он уже сидел за шахматами, а Данелия, не успевший остыть, отсматривал материал и поражался, насколько великолепным был кадр.

Павел Лебешев, Юрий Клименко и Дмитрий Соловьев
Павел Лебешев, Юрий Клименко и Дмитрий Соловьев

Золотая пора в жизни Лебешева наступила тогда, когда они работали втроем – Михалков, Лебешев и Адабашьян. Это началось на фильме «Свой среди чужих…».

Когда у Михалкова никак не складывался финал фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", где четыре товарища после тяжёлых испытаний и минут недоверия встречаются и бегут навстречу друг другу. После нескольких бессонных ночей Павел Лебешев предложил показать их бег в реальном времени, а объятия – в прошлом. Этот вариант и вошёл в картину. Оператору удалось сделать среду почти одушевлённой, соединить грёзы и сны, создав ощущение почти библейской вечности.

У этого трио были находки, которыми одни восхищались, другие завидовали. Например, сумасшедший во всех смыслах трамвай в финале «Рабы любви». Или ужин при свечах в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Кстати, опять же финальные сцены этого фильма, когда Платонов идет топиться, Лебешев снимал после бурной ночи – отмечали день рождения великого Павла Кадочникова. Павел Тимофеевич был уверен, что напортачил. Когда пересмотрели – оказалось, опять шедевр.

В 1983 году Михалков снимал «Без свидетелей», камерный фильм, где играли только Михаил Ульянов и Ирина Купченко. Лебешеву не понравилось кино. И дружба не то чтобы прекратилась, но как-то притихла. Оператор нигде не сказал худого слова о Никите Сергеевиче и терпеливо ждал его звонка. Он случился через 15 лет, на «Сибирском цирюльнике», хотя начинал снимать другой.

Многие актрисы были уверены, что Павел Тимофеевич снимает их «особым» объективом, чуть ли не подписанным именно для нее. Он и не разуверял. Хотя у него действительно было очень много специальных приспособлений и изобретений, он делал чудеса с советской пленкой, заставлял ее то светиться, то темнеть. Вспомните хотя бы «Пять вечеров», стилизованные под 50-е годы и расцветающие только в финале. А на «Цирюльнике» Лебешев смастерил тележку, позволившую ему снять дуэль Меньшикова и Башарова сразу со всех ракурсов, и это изобретение прозвали «паша-мобиль».

При совершенно непостижимом образе жизни у Павла Тимофеевича было больное сердце. В возрасте под 60 ему потребовалось шунтирование, которое выполнил знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин. При этом в палате, где лежал Лебешев, по выражению Александра Абдулова, не было только цыган, для полной картины праздника.

Примерно в эти годы Лебешев пережил страшную трагедию – погиб его старший сын. Как обычно, спасала только работа. Последним фильмом стала картина польского режиссера Ежи Гофмана «Древнее предание. Когда солнце было богом». У Павла Тимофеевича было плохо с ногами, но Гофман предоставил ему специальную инвалидную коляску, он был согласен на всё, лишь бы получить Лебешева в свою картину.

Каким же был этот человек в жизни? Посмотрите, с какой любовью и легкой иронией о нем говорят коллеги в документальном фильме (2000) режиссёра Виталия Максимова:

О съёмках фильма --> Глазами Валерия Плотникова. За кадром фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" - 2

Не забывайте ставить лайки, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести с автографом Мастера перед спектаклем в театре Ленком.