В XVI — XX веках капризы моды сильнее всего сказались на костюме. Фасоны платьев — крой, длина, расцветка — менялись постоянно.
«Французский бренд»
С началом Нового времени в Старом Свете менялось практически все. И, конечно же, мода. В XVI — начале XVII века в Европе оформились правила красоты, актуальные и сегодня: стройная рослая фигура, белокурые волосы, высокий лоб и тонкая талия. Значительно на европейскую моду повлияли итальянцы и испанцы. Дамы отдавали предпочтение пышным юбкам на панье, жесткому стоячему воротнику, заканчивающемуся у подбородка рюшем, поднимавшим голову вверх.
В мужской гардероб входили вышитые рубашки из белого полотна, распашной камзол, узкие, обтягивающие ноги штаны и панталоны «бричз».
Во второй половине XVII века законодателем европейской моды стал французский двор во главе с «королем-солнцем» Людовиком XIV. Для костюма этого периода были характерны чрезмерная пышность и торжественность, неудобность в носке и театральный вид. Вышивка драгоценными камнями, плиссировка, банты, каскады лент, а также темные и яркие тона тканей — все это преобладало в европейском наряде. Также модники и модницы наносили на свои лица мушки (искусственные родинки из черного бархата), слои белил, пудры и румян.
После смерти «Богоданного» Луи на французский престол взошел его правнук, Людовик XV. К этому времени королевскому двору уже наскучили и чрезмерная пышность, и тяжелые оттенки, и мода на зрелый возраст. В силу вступил новый, романтический стиль. Так, в одежде стали преобладать светлые тона, которые создавали свежие, воздушные образы. В прически вплетались живые цветы, костюмы и украшения декорировались растительным орнаментом.
С началом Великой французской революции и приходом к власти Наполеона Бонапарта модные тенденции вновь подверглись трансформации. Жозефина де Богарне, будучи поклонницей Античности, сделала популярными платья с завышенной талией. С корсетами и панье было покончено.
«Как денди лондонский одет»
Начало XIX века стало для Англии периодом расцвета дендизма. Денди — светские щеголи, обладавшие изысканным вкусом и придерживавшиеся определенных правил поведения, были смелы и последовательны в выборе туалетов. Существовавшие до этого мужские костюмы отличались чрезмерной цветастостью и прихотливостью. Английские франты XVIII века за свое подражание итальянскому и французскому стилям — красные каблуки, высокие надушенные парики, шпаги у пояса — получили прозвище «макарони». Стиль денди, наоборот, воспевал принципы минимализма, был строг и сдержан. Что же касается женской моды, то открытия в ней происходили с завидным постоянством.
1830-е годы были связаны с бурным развитием промышленного производства. Это позволило одеваться стильно не только аристократам, но и мещанам. В моду снова вошли корсеты, объемные головные уборы, туфли с узкими носами, которые теперь можно было разглядеть из-под укороченной широкой юбки.
Десятилетие спустя женский костюм вновь подвергся трансформации. Для него стали характерны четкие пропорции, естественная линия плеча и талии, увеличенная линия бедер.
С именем королевы Виктории связана следующая веха в истории моды Нового времени. «Бабушка Европы» сделала трендовым белое свадебное платье, а также стала основоположницей культа траура. В период ее правления кринолин сменился турнюром — приспособлением в виде подушечки, подкладываемой сзади под платье.
Женская юбка периода турнюра была сильно перегружена деталями: рюшами, воланами, пышными драпировками, длинным треном. Последний, декоративно отделанный и изготовленный из той же ткани, что и платье, прикрывала баска.
В последнее десятилетие XIX века в дамский наряд проник зарождающийся стиль модерн. Первым, кто показал миру одежду в эстетике ар-нуво, стал Поль Пуаре. В коллекциях парижского модельера сочетались восточные мотивы и образ женщины-цветка. Чтобы добиться естественных, «природных» линий, в женском платье начали использовать S-образный силуэт. Такой эффект достигался с помощью корсета и турнюра.