Силовой капкан + инфоподавление
Суть данного сценария заключается в использовании новой администрацией стратегии «силового капкана» (под силовым капканом подразумевается расширение использования полиции и национальной гвардии против протестов) и информационного подавления кризисных явлений. Внутриполитический кризис выражается в критике легитимности новоизбранного президента Байдена и повышении социальной напряженности на фоне продолжающейся пандемии коронавируса. В качестве гипотетических факторов, которые могут способствовать стабилизации ситуации, рассматриваются силовое подавление уличных протестов, а также роль СМИ в стабилизации обстановки. В качестве факторов, которые способствуют дестабилизации — продолжающаяся бытовая напряжённость на этнорасовой почве, уличные протесты, выходящая за рамки законодательства реакция полиции, а также возможность полицейской реформы.
При новой администрации роль противостояния «полиция» — «уличные массы» быстро нивелируется. Протест «демократического электората» (цветные, меньшинства, феминистки) против полиции летом 2020 года не имел фундаментального характера, поскольку в то время органы правопорядка воспринимались ещё как часть «трамповской системы». В настоящее время ситуация изменилась коренным образом — те же самые люди, которые несколько месяцев назад требовали реформировать и даже расформировать полицию, после штурма Капитолия взывают к ней с требованиями активнее работать и выявить всех нарушителей правопорядка. Вообще, вся коллективная ненависть демократического электората в сильной степени персонализирована на фигуре Трампа, поэтому после его устранения с политического поля уличный протест теряет всякий смысл.
В свою очередь, сценарий массовых уличных протестов уже республиканского электората маловероятен по причине полного отсутствия внутренней организованности и пиара в медиа. Демократическая цензура уже имеет отработанные механизмы информационного подавления возможных противников новой власти, а единоличное присутствие данной политической ориентации в информационном поле позволяет подвергать остракизму любой альтернативный взгляд на внутреннюю политику США.
Что касается возможности конфликтов на этнорасовой почве, то она допустима как ответная защитная реакция со стороны консервативно настроенных слоёв общества, прежде всего белых христиан, сельских жителей «красных штатов» (штаты, где больше поддерживают республиканцев). Однако, скорее всего, это не приведёт к масштабным последствиям, поскольку Байден, очевидно, уже избрал стратегию на «внешнее» примирение, а импичмент Трампу задним числом и судебные разбирательства будут «спущены на тормозах». Основной же акцент Байден в первые недели президентского срока собирается сделать на внешнеполитическом направлении.
Межведомственная борьба также маловероятна, поскольку «новая команда» Байдена во многом идентична старой, уже сработавшейся команде Обамы. Те сторонники Трампа, которым удастся сохранить свои должности, окажутся в меньшинстве, поэтому «отрекутся» от своего бывшего руководителя и не будут активно высказываться против нового проводимого курса, дабы не лишиться своих постов.
Проанализировав гипотетические факторы стабилизации/дестабилизации внутриполитической обстановки в США, имеем следующую форму протекания исследуемого сценария: уличные протесты и противостояние с полицией прекращаются, всплеск новых конфликтов на этнорасовой почве маловероятен (либо, он ограничится бытовой сферой и не станет играть значительную роль в формировании политической конъюнктуры), межведомственная борьба не проявится.
Взрыв пороховой бочки
После концентрации власти в свох руках, Байден постарается стабилизировать обстановку в стране. Однако, после невозможности исполнения всех обещаний, данных до избрания, возможен новый всплеск протестов со стороны бывших сторонников. И, поскольку теперь Байден сам становится "драконом", он сможет использовать силовой аппарат для подавления возможных акций протеста.
После инцидента с штурмом Капитолия волна консервативного протеста может усилится, и, учитывая степень распространённости оружия у жителей США, конфликт может перерасти в полноценное гражданское противостояние. Явно видны черты полярного противостояния идей, невозможности их примирения на фундаментальном уровне, поскольку каждая из сторон держится исключительно своего цельного мировоззрения и образа жизни.
Таким образом, выборы уже прошли, и мирного способа урегулирования разногласий между сторонниками и противниками Байдена уже не будет. При любом удобном случае и провокации от одной из сторон конфликт может вспыхнуть в новом ключе, где число жертв вырастет многократно.
Однако такой сценарий в нынешних условиях наименее вероятен. Важно подчеркнуть, что не стоит понимать такой сценарий как разжигание анархии. Как максимум, возможны краткие эпизоды обострения противостояния вкупе с силовыми акциями.
Сценарий «Кнут и Пряник»
Для решения внутренней политической проблемы администрация Байдена продолжит реализовывать всевозможные меры безопасности, задействующие национальную гвардию, полицию и прочие силовые ведомства. С высокой долей вероятности будет происходить введение усиленных мер безопасности для предотвращения массовых беспорядков во время митингов и прочих массовых мероприятий. Также будет расширен бюджет обороны и внутренней безопасности, но карательные меры будут применяться лишь при провале социально-экономической политики.
В целом, администрация Байдена будет концентрироваться на решении следующих проблем: предоставление более широких социальных гарантий широким слоям населения, ликвидация безработицы, снижение поляризации общества через информационные кампании, скорейшая вакцинация.
Как и во всем мире, успех вакцинации может быстро стабилизировать внутреннюю ситуацию и экономику, поэтому правительство Байдена будет активно вкладываться в фармакологию и медицину. В многом успех вакцинации зависит от того, насколько разработанная вакцина эффективна против новых мутаций и штаммов вируса COVID-19. Например, новый штамм уже обнаружен в Великобритании, возможно, будут появляться еще новые мутации и в других странах мира.
Решение вышеуказанных проблем будет связано в первую очередь с дальнейшим пакетом помощи гражданам — вертолетными деньгами (деньги, полученные гражданами в виде прямых выплат) — часть из которых пойдет на фондовые рынки, как на американский, так и других стран. Однако инвестиции из предыдущих пакетов помощи уже слегка перегрели фондовый рынок, поэтому вероятность колебаний, коррекций и падений ценных бумаг постепенно возрастает.
Байден будет вкладываться в новые технологии, связанные с декарбонизацией, возобновляемыми источниками энергии, электрификацией транспорта и т. д., что может помочь с решением проблемы безработицы. За такое развитее событий говорит еще то, что он планирует вернуться в Парижское соглашение по климату. Возможно, логика локализации производств в США, заложенная Трампом, будет продолжена, но уже в другом качестве. Это зависит в первую очередь от того, как Байден будет выстраивать торговые отношения с Китаем, так как уровень взаимозависимости все еще высок.
«Внешняя угроза» и «детрампизация» внешней политики (дополнение)
В рамках сценария «внешняя угроза» основным фактором для стабилизации внутренней обстановки в США будет перенос фокуса внимания с внутренних проблем на международные проблемы и, соответственно, активное участие в международных делах. Такое развитие событий будет возможным при условии электоральной поддержки, которую можно добиться через продолжение реализации мер помощи населению в условиях коронавируса, в том числе раздачу новых вертолетных денег.
Скорее всего, будет активно поднята кампания против Китая по вопросу прав человека, критика центрального правительства за политику в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, вновь будет обращено внимание на статус остров в Южно-Китайском море, новые заявления по Гонконгу и прочее. Среди внешних врагов можно увидеть Россию, классического оппонента для Америки. Байден будет предпринимать попытки договориться с Россией по вопросам контроля над вооружениями, а также привлечь к этому процессу Китай. Не стоит забывать о еще двух акторах, к которым обращено внимание США: на Ближнем Востоке — это Иран, а в Восточной Азии — Северная Корея. Скорее всего Байден также предпримет попытку возобновить переговоры по иранской и северокорейской ядерной программе. Это поможет США укрепить имидж на международной арене, который стал более неоднозначным в период президенства Трампа. Байден, пришедший к власти под знаменами того, что «он — не Трамп, и не совершит его ошибок», будет действовать иначе и закономерно продолжит курс администрации Обамы, которую критиковал Трамп. Не в последнюю очередь это связано с тем, что многие представители администрации Обамы входят в кабинет Байдена.
В связи с этим можно будет говорить о двух тенденциях: возвращение риторики США обратно к защите либерально-демократических ценностей и повышение значимости проблемы прав человека, что повлечет за собой новые санкции по политическим мотивам для «внешних врагов» — Китая, России, Ирана; вторая тенденция — это возвращение США к тем соглашениями, которые аннулировал Трамп (Парижское соглашение, Транс-Тихоокеанское партнерство и т. д.).
Следует отметить, что данный сценарий раскрывает программу максимум Байдена во внешней политике, то есть выступает дополнением к предыдущим трем сценариям, которые сконцентрированы на внутренней политике. Подобный набор внешнеполитических действий будет проводиться новой администрацией при реализации любого из трех сценариев, но с разной интенсивностью.