Сегодня мы наконец переходим к собственно городу, а не транспортным артериям, развилкам и развязкам. И здесь логично было бы начать с приречного приволжского фасада Нижнего.
Верхневолжская набережная тянется от нижегородского кремля почти что до уже знакомой вам канатной дороги. Хотя набережная она весьма относительно - до берега еще далеко, и пространство между Дятловыми горами и Волгой занято пейзажными парками и заболоченными островами.
А собственно набережная проложена по верхнему краю откоса. 1 января там было очень чинно, благородно и тихо.
Если идти против течения Волги, с юго-востока, то Верхневолжскую набережную открывает своего рода медицинский квартал с областными и городскими клиниками всех сортов и размеров. А за Медом практически сразу следует Политех.
Нижегородская общественность просила себе политехнический институт еще с конца XIX века, но политех появился в городе только последней предреволюционной осенью 1916 года - был импортирован из оккупированной Варшавы. Уже через полтора года Политехнический скрестили с Народным университетом и сельскохозяйственными курсами, создав тем самым в Нижнем первый советский университет. Но после доброго десятка реорганизаций политех снова отпочковался и существует независимо и доныне.
Корпус на набережной - явный продукт 1930-х годов, когда советский конструктивизм начал эволюционировать в неоклассику.
Кстати, носит сей храм рабочих наук имя Ростислава Алексеева - своего рода речного Королева и отца всея советского судоходного хайтека, от "Метеоров" на подводных крыльях до экранопланов и экранолетов. Работал-то он здесь на судостроительном заводе.
Дальше на Верхневолжской набережной особняки времен человека Горького перемежаются со сталинками времен города Горького.
А с другой стороны тянутся нижегородские парки - парк Победы, дальше на запад плавно перетекающий в парк Откос, разбитый еще по инициативе Николая I.
Среди парков затерялась модель французского аэроплана "фарман" - памятник легендарному авиатору Петру Нестерову. Да, несмотря на Сикорского с его "Ильей Муромцем", наш воздушный флот Первой Мировой в основном летал на французских аэропланах...
И просто волжские виды, чтобы дать уже вам отдохнуть от индустриальных ассоциаций.
В начале мая все это выглядит несколько поприглядней:
Наверху же начинается полоса особняков местного олигархата - Рукавишниковых, Сироткиных и других. В дом Рукавишникова мы еще вернемся.
А чуть поодаль - еще одно индустриально-политехническое местечко. В стандартном желтеньком особнячке в августе 1918 года обосновалась Нижегородская радиолаборатория под чутким руководством Михаила Бонч-Бруевича, превратив будущий Горький еще и в родину советского радио.
На набережной установлен памятник нижегородскому магнату более традиционного для Волги рода занятий - судовладельцу Сироткину. Пароходчик на рубеже веков много лет подряд был городским головой. После революции олигарх и экс-мэр просочился в Югославию, где взялся за старый промысел уже на другой великой реке Европы - Дунае. Сироткин дожил в Белграде до Второй мировой войны и в 1944 году безвозмездно (то есть даром) предоставил свой корабельный парк 4-му Украинскому фронту.
А следом за памятником плавающему человеку воздвигнут монумент человеку летающему. Валерий Чкалов - один из самых заслуженных уроженцев Нижегородчины, родился и вырос в Василевой свободе выше по Волге, теперь переименованной в его честь.
Чкалов уже замыкает Верхневолжскую набережную, открывая убегающую вниз лестницу имени себя. Хотя Чкаловская лестница и превосходит одесскую Потемкинскую по длине и пафосу, но сейчас, увы, она недоступна: закрыто на ремонт.
А мы с вами представим, что проход по лестнице все-таки есть, и спустимся поближе к реке, на улицу Рождественскую - "нижнюю" парадную фасаду горьковской эпохи.
Для этого сначала предстоит пройти мимо нижегородского кремля, возведенного в 1506-1521 в рамках, так сказать, федеральной программы укрепления границы Московского государства с постордынским пространством. У нижнего въезда в Кремль стоит копия всем известных мартосовских Минина и Пожарского - как намек на то, что изначально скульптурный дуэт патриотов предназначался для родного города Минина.
Тщательно отреставрированный Волжско-Камский банк.
На площади речного вокзала в 2014 году действовал научный аттракцион для будущих юных скептиков из атеистических пабликов)) - "Электрические витамины". И я там был, разряды пускал, по усам текло, да, к счастью, в рот не попало.
Первая красавица Рождественской улицы - московско-барочная Строгановская церковь, строившаяся на деньги, соответственно, Строгановых два десятилетия - с 1696 по 1716 год и вызвавшая восторг (а некоторые говорят - и зависть) Петра Великого. Часы на колокольне в свое время починял 15-летний Иван Кулибин.
В следующей серии мы снова поднимаемся уже в верхнюю, нагорную часть Нижнего Горького.