Когда на съёмках фильма "Пётр Первый. Завещание" актёру массовых сцен стало плохо, никто из съёмочной бригады на него внимания не обратил. Только коллеги. Самый незаметный элемент любого кино по сути самый незаменимый – она самая, массовка. Без них нет ни штурма Зимнего, ни защиты Сталинграда, элементарное кафе в сериале "Тайны следствия" смотрится куда беднее без этих тружеников кадра. Приезжают на площадку раньше главных героев и покидают съёмки позже актёров "первого эшелона". Кто же эти люди, актёры массовых сцен, балласт или неотъемлемая часть?
...Мой приятель попал в кино совершенно случайно, в его родном городке Сланцы, это на пути к российско-эстонской границе, недалеко от Ивангорода, в Ленинградской области. Снимали сельские сцены для одного многосерийного телефильма. Разумеется, массовку "заготавливали" прямо на месте действия, в Сланцах. Вести армию актеров массовых сцен из Петербурга – себе дороже.
Из Петербурга прибыла только съемочная бригада, основную часть которой после съемок размещали на постой в соседнем Кингисеппе. Сланцев под этот «табор» бывалых киношников было явно мало. Почувствовав запах кино, мой приятель и в Петербурге решил приобщиться к делу производства самого массового из искусств. Оказалось, попасть в кадр в качестве актера массовых сцен - расплюнуть. Достаточно набрать сие - актер массовых сцен, в интернете. Тут такое начинается...
"Массовка - очень важный элемент современного киноинфраструктуры, - убежден Вадим Демчог, он же знаменитый доктор Купитман из многосерийного комедийного фильма "Интерны". - Все тени за матовым стеклом наших кабинетов, пациенты, медработники нашей больницы - это все массовка. И трудиться им приходится много. Что ни кадр - дубль, или же перестановка камеры, смена света или выбор другого ракурса.
Это такая муторная работа, вы себе не представляете. А они - массовка, все выполняют безукоризненно, хотя на площадке актёр массовых сцен - самое... скажем так, бесправное существо. Все зависит от режиссёра. Если (как у нас) режиссёр с головой на плечах - он будет "дружить" с массовкой, работать с каждый актёром "третьего плана" уважительно. Знаю, встречается иногда несколько иной подход к массовке. Сам через это когда-то прошёл...".
…И за примерами далеко ходить не нужно. Начало сентября 2010 года, Владимир Бортко снимает у стен Александро-Невской лавры сцену выезда царского экипажа сразу после объявления Петра императором. По сценарию карету встречает и провожает торжествующая толпа. В кадре действие - не больше трёх минут, съёмки же шли часов шесть. Массовка, облачённая в гисторические костюмы, поначалу ликовала, старалась все заснять – на фотоаппараты или же телефоны, "на память" друзьям и потомкам. Ещё бы, кругом немецкие франты и голландские купцы, простая деревенщина и бабы в круглых юбках начала XVIII века, знатные вельможи и даже персидские послы в высоченных шляпах.
...Но время шло, съёмки буксовали, то фейерверк не работает как надо, то лошади из кареты «бастуют». На втором часу съёмок вдруг стало ясно - туалеты для бригады и массовки находятся на удалении от площадки метрах так в 400-500. Покидать же место съемок строго-настрого запрещено! Быстро перемещаться в одежде петровской поры нереально. Не успели перевести дух от этой неурядицы, как на третьем часу этого невероятного съёмочного марафона внезапно стало очевидным - массовке "забыли" поставить буфет. До ближайшей торговой точки еще дальше, нежели до туалета. Да, и как выйти на площадь Александра Невского в одежде начала XVIII века?!
...Буфет - с чаем и выпечной мелочью вроде сушек привезли, но... только съёмочной группе, массовку приказано было гнать от столиков! На шестом часу одному из актёров массовых сцен стало плохо. Правда, произошло это сразу по окончании основного съёмочного процесса. И Владимир Бортко был не в курсе, что одному из участников массовки вызывали скорую. А ведь простой стакан воды мог его выручить...
"Отношение к массовке у нас исторически невероятно несправедливое, - убеждена директор своей собственной студии документального фильма, сам себе режиссёр и продюсер документального кино, президент кинофестиваля картин о туризме и спорте «Золотая Вершина» Ирина Архипова. - Одна из причин, по которой я ушла из игрового кино - чудовищная пропасть между актёрами "нормальными", первой величины, и актёрами массовых сцен...
... Помнится, я работала на одном из совместных проектов, хороший был фильм, мы снимали нечто на историческую тему с какой-то заграницей. Так, во время перерыва съёмочная бригада снялась и пошла есть. А массовке строго-настрого запретили даже покидать место съёмок. Только когда я взбунтовалась - а массовка, что - не люди, есть не хотят? Им придумали что-то вроде лёгких закусок. И то, потому что в картине были заняты иностранцы...".
...Когда об этом узнали западные киношники, довольно часто посещающие Петербург по делам своим съёмочным, очень удивились. Ни в Америке, ни в Европе, подобного нет и быть не может. Так, помнится, несколько лет назад, в самый декабрьский мороз, в Петербурге итальянцы снимали остросюжетный художественный фильм. Простой, незамысловатый. В одной из главных ролей - с итальянской стороны, «звезда», за спиной которого масса ролей, но самая узнаваемая - роль крутого парня мафии из нашумевшего сериала "Спрут" Тано Карриди актер Ремо Джероне.
...Съемки шли трудно, мороз и солнце заставлял двигаться быстрее, но каждый кадр буквально вылепляли. И как логичный финал - совместный обед в гостинице "Англетер", где всем, режиссёру, тому же Ремо Джероне, помощникам оператора и звуковика, повторимся - всем, в том числе и актёрам массовых сцен дали... красную рыбу! После такого застолья хотелось работать и работать! А съёмки завершились...